мера наличных ресурсов и возможностей работника, формируемых в процессе всей сознательной жизни и реализуемых в трудовом поведении; она определяет его реальную конкурентоспособность на рынке труда.
Благодаря своему трудовому потенциалу работник обладает автономностью, индивидуальностью, самосознанием своей соц. значимости и свободой выбора в трудовой деятельности. Высокий Т. п. р. — основа благополучия личности и об-ва.
Психофизиологические компоненты связаны с генотипом, они не могут быть корректируемы. «Потребностно-ценностное ядро» определяет тактику и стратегию трудового поведения. Нормативно-ролевые компоненты выполняют функцию интеграции работника в данной среде и данной культуре труда. Адаптационные обеспечивают непосредственные контакты и активность во взаимоотношениях со средой (приспособление к ней или трансформацию «по себе»). Статусная составляющая определяет положение работника в системе соц. неравенства по разным критериям (имущественным, по престижу занятия и др.).
Различная интенсивность развития, сочетание и взаимосвязи элементов Т. п. р. программируют его настоящее и будущее: выбор профессии, создание образа трудовой карьеры, поиск наилучшей сферы реализации, качество работы, правила поведения и т.п. Каждый из элементов в разное время, в разных ситуациях действует с разной эффективностью.
См. также: Квалификации уровень, Профессионализм, Работоспособность.
Лит.: Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Человек и его работа в СССР и после. — М.: «Аспект-Пресс», 2003; Колосова Р. П. Трудовой потенциал промышленности — М.: МГУ, 1987; Личностный потенциал работника: проблемы формирования и развития. — М.: «Наука», 1987; Шаталова Н. И. Трудовой потенциал работника. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003; Super D. Е. Self-realization through the work and leisure roles 11 Eduecational and Vocational Guidance. 1985. N 43.
H. И. Шаталова