Трудовые ресурсы

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Трудовые ресурсы
это часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности.

Источник: Экономика и социология труда

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ
население, занятое экономической деятельностью или способное трудиться, но не работающее по тем или иным причинам. Трудовые ресурсы включают: население в трудоспособном возрасте, кроме неработающих инвалидов I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсию на льготных условиях; неработающие подростки и работающие лица пенсионного возраста.

Источник: Словарь терминов по социальной статистике

РЕСУРСЫ ТРУДОВЫЕ
население обоего пола в трудоспособном возрасте, а также лица в нетрудоспособном возрасте (подростки и население старше трудоспособного возраста), занятые в экономике. В Р. т. не входят: неработающие женщины в возрасте 55 лет и старше, а также неработающие мужчины в возрасте 60 лет и старше; лица, не работающие по инвалидности в трудовом возрасте; пенсионеры по льготам в трудовом возрасте.

Источник: Экономико-социологический словарь.

Трудовые ресурсы
термин отечественной экономической науки, обозначает часть населения страны, к-рая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна принимать участие в процессе труда. Т.р. страны представляют трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 г.) и работающие в экономике РФ граждане моложе и старше трудоспособного возраста. По своему содержанию термин «Т.р.» близок к принятому в статистике большинства стран мира термину «экономически активное население».

Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник

Трудовые ресурсы
Часть населения страны трудоспособного возраста, обладающая необходимыми физическими и умственными способностями, определенным уровнем образования и квалификации и занятая в народном хозяйстве, а также способная работать, но не работающая по тем или иным причинам (домохозяйки, учащиеся с отрывом от производства и др.). В состав трудовых ресурсов включают население в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 года), кроме неработающих инвалидов 1-й и 2-й групп и неработающих лиц, получающих пенсию на льготных условиях, а также включают фактически работающих лиц моложе трудоспособного возраста и работающих лиц пенсионного возраста.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ
часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием и здоровьем для трудовой деятельности. Впервые термин «трудовые ресурсы» применил в начале 20-х годов прошлого века академик С. Г. Струмилин. По отношению к трудовой деятельности население делят на три группы: дорабочий, рабочий и послерабочий возраст (или дотрудоспособное, трудоспособное и послетрудоспособное население). В состав основных трудовых ресурсов входит трудоспособное население в трудоспособном возрасте, включая учащихся с отрывом от производства и армию, за вычетом неработающих инвалидов нерабочих групп и льготных пенсионеров. Дополнительными трудовыми ресурсами являются работающиеподростки(с 14 до 16 лет) и работающие пенсионеры. Границы рабочего возраста во всех странах установлены законом. Основными показателями использования трудовых ресурсов являются уровень и структура занятости.

Источник: География населения мира, понятийно-терминологический словарь

РЕСУРСЫ ТРУДОВЫЕ
главная производительная сила об-ва, состоят из трудоспособного населения в рабочем возрасте и экономически активного населения за пределами рабочего возраста. Р.т. выступают предметом изучения различн. наук: экономики, социологии, демографии и др. В социологии труда рассматриваются такие вопросы, как интенсивность мобильности Р.т., характеристика Р.т. по регионам, отраслям и предприятиям, качественный состав, квалификация и структура Р.т. При этом анализируются такие факторы, как смена индивидом профессии и места работы, профессиональная ориентация молодежи на те или иные виды труда, возрастание или понижение квалификационного потенциала Р.т., смена физич. труда на умственный (или наоборот), повышение или снижение трудовых затрат и т. д. Лит.: Зюзин Д.И. Влияние динамики труда на мобильность трудовых ресурсов//Социологич. исследования. 1981, № 3; Основы экономики труда. М., 1981; Социальная сфера: преобразование условий труда и быта. М., 1988. А.И. Кравченко.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ, часть нас. страны, обладающая необходимым физич. развитием, умств. способностями и знаниями для работы в нар. х-ве. Числ. Т. р. характеризует потенциальную массу живого труда, или ´запас´ рабочей силы, которым располагает общество для удовлетворения своих потребностей.

Социалистич. гoc-во в отличие от капиталистического планомерно использует Т. р., обеспечивая полную занятость нас. Отсутствие безработицы - крупнейшее социальное завоевание трудящихся социалистич. стран. В СССР в практике планирования и учета к Т. р. относит. нас. трудоспособного возраста, т. е. мужчин 16-59 лет, женщин 16-54 лет (за исключением неработающих инвалидов 1-й и 2-й групп и пенсионеров, получающих пенсии по возрасту на льготных условиях); нас. старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в обществ. произ-ве.

Преобладающую часть Т. р. СССР составляет нас. в трудоспособном возрасте. Участие в обществ. труде лиц пенсионного возраста увеличивается в связи с ростом численности этой группы населения и в результате государственных мер по повышению общественно-трудовой активности пенсионеров.

Динамика числ. и состав Т. р. по полу и возрасту в основном определяются естеств. движением нас. Благодаря расширенному воспроиз-ву нас. (превышение рождаемости над смертностью обеспечивает естеств. прирост) числ. Т. р. возрастает.

Увеличение числ. Т. р. в послевоен. период происходит волнообразно, что связано гл. обр. с последствиями Великой Отечеств. войны 1941-45 (резким снижением чисел рождений в годы войны) и вызванными этим колебаниями в естеств. приросте нас. Миним. прирост числ. нас. в трудоспособном возрасте пришелся на 1959-61 (0,6 млн. ч. в среднем за год), максим.- на 1971-75 (2,4 млн. ч.). В 80-х гг. прирост снова начал сокращаться. Ожидается, что нижнего предела он достигнет в 1991-95, после чего размеры прироста будут постепенно увеличиваться.

Независимо от масштабов прироста Т. р. социалистич. гос-во полностью удовлетворяет потребности трудоспособного нас. в работе в обществ. х-ве. Полная занятость обеспечивается социалистич. системой нар. х-ва, неуклонным ростом производит. сил, бесплатным проф. обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем проф. ориентации и трудоустройства. Плановое ведение социалистич. х-ва позволяет обществу активно воздействовать на процесс формирования Т. р., пропорции их распределения по сферам занятости и отраслям нар. х-ва, обеспечивать рациональное использование трудового потенциала. Важным инструментом планирования использования Т. р. является баланс трудовых ресурсов. В каждый данный момент все Т. р. общества распределены по следующим осн. сферам занятости (сферам приложения труда): сфера обществ. труда (гос. предприятия, орг-ции и учреждения, обществ. х-во колхозов), сфера личного труда (домашнее и личное подсобное х во), сфера обучения (уч. заведения для учащихся с отрывом от произ-ва) и сфера вооруженных сил.

Высокие темпы развития гос. сектора экономики обусловили значит. увеличение числ. рабочих и служащих. Она возросла с 33,9 млн. ч. в 1940 до 116,1 млн. ч. в 1983. Числ. колхозников сократилась соответственно с 29 млн. до 12,9 млн. ч.

О росте занятости в сфере обучения дает представление динамика числ. учащихся 9-10 (11)-х классов дневных общеобразоват. школ, дневных проф.-техн. училищ, ср. спец. и высш. уч. заведений: в 1940/41 уч. г. - 3,1 млн., в 1960/61 - 4,8 млн., в 1983/84 - 13,9 млн. ч.

Такие масштабы роста занятости в сферах обществ. труда и обучения были бы невозможны без притока Т. р. из сферы личного труда. Только в период между переписями нас. 1959 и 1970 числ. лиц трудоспособного возраста, занятых в домашнем и личном подсобном х-ве, сократилась с 17,9 млн. до 5,9 млн. ч. В результате доля Т. р., занятых в обществ. х-ве и учебой, неуклонно возрастала. Если в 1940 было занято 66% нас. трудоспособного возраста, то в 1959 - 82%, в 1970 - 92,4%, в 1979 - 94%. Особенно повысилась степень занятости в общественном хозяйстве женщин трудоспособного возраста - с 70% в 1959 до 82% в 1970. Их доля среди рабочих и служащих в 1983 составила 51%.

Изменение распределения Т. р. по сферам занятости обусловило значит. сдвиги в соотношении источников пополнения нар. х-ва рабочей силой. По мере сокращения числа занятых в домашнем и личном подсобном х-ве роль гл. источника рабочей силы для обществ. х-ва стал играть естественный прирост Т. р.

В 1961-65 за счет молодежи трудоспособного возраста, окончившей обучение, дополнит. потребность нар. х-ва в рабочей силе была удовлетворена на 29%, в 1966-70 - на 50%, а в 1971-1980 - почти на 90%.

Существенно изменилось распределение Т. р. по отраслям нар. х-ва. Опережающими темпами росла числ. работников в таких отраслях, как просвещение, здравоохранение, наука, жилищно-коммунальное х-во и бытовое обслуживание нас., в результате чего доля занятых в непроизводств. сфере возросла с 11,7% в 1940 до 26,6% в 1983. В материальном произ-ве перевес числ. работников перешел от аграрных к индустриальным отраслям. Если в 1940 в сел. и лесном х-ве было сосредоточено 54% всех занятых в нар. х-ве, а в пром-сти и стр-ве - 23%, то в 1983 соотв. 20 и 39%. В пром. произ-ве наиболее высокими темпами увеличивалась числ. работников отраслей, определяющих науч.-техн. прогресс, - химич. и нефтехимич. пром-сть, электроэнергетика, машиностроение.

Численность занятых здесь возросла в 1983 по сравнению с 1940 более чем в 4 раза.

Для этапа развитого социализма характерно значит. повышение качества Т. р. Доля лиц, имеющих высш. и ср. (полное и неполное) образование, среди занятого нас. возросла с 12,3% в 1939 до 86,8% к нач. 1984. Числ. специалистов с высшим и средним спец. образованием, занятых в нар. х-ве, увеличилась с 2,1 млн. ч. в 1941 до 31,6 млн. к кон. 1983. За 1941-83 числ. науч. работников возросла с 98,3 тыс. до 1440,0 т. ч. В течение 1961-82 в системе проф.- техн. образования было подготовлено ок. 49 млн. молодых квалифицир. рабочих, на произ-ве ежегодно обучаются новым профессиям в среднем более 7 млн. рабочих.

В условиях высокого уровня занятости нас. и относительно низкого естеств. прироста Т. р. повышение эффективности использования Т. р. становится одной из главных задач. Важнейшие направления экономии живого труда, роста его производительности - комплексная механизация и автоматизация произ-ва и сокращение сферы приложения ручного, прежде всего тяжелого физич. и малоквалифициров., труда, улучшение использования рабочего времени, формирование стабильных трудовых коллективов, повышение квалификации трудящихся, укрепление производств. и трудовой дисциплины. Особое значение приобретает организация планомерного перераспределения Т. р. с действующих предприятий на вновь вводимые в строй, из ´старых´, традиционных отраслей - в новые, обеспечивающие науч.-технич. прогресс, из р-нов с высоким приростом Т. р. в р-ны нового пром. освоения с недостатком рабочей силы.

Рациональное использование Т. р. предполагает усиление внимания к социальным аспектам занятости, напр. учет растущих требований со стороны работников к условиям труда, наиболее благоприятного сочетания участия женщин в обществ. труде с выполнением ими функции материнства, проведение мероприятий по профориентации для осознанного выбора молодежью профессии и т. д.

Комплексное решение экон. и социальных проблем использования Т. р.достигается на основе развития и совершенствования системы управления обществ. трудом.

Литвяков П. П., Научные основы использования трудовых ресурсов, М. 1969; Костаков В. Г., Литвяков П. П., Баланс труда, 2 изд., М. 1970; Основные проблемы рационального использования трудовых ресурсов в СССР, М. 1971; Трудовые ресурсы и научно-техническая революция, М.-Берлин, 1974; Трудовые ресурсы. Социально-экономический анализ, М. 1976; Трудовые ресурсы СССР, М. 1979; Сонин М. Я., Развитие народонаселения. Экономический аспект, М. 1980; Проблемы повышения эффективности использования рабочей силы в СССР, М. 1983.

Л. М. Данилов.

Источник: Демографический энциклопедический словарь