ТРЁЛЬЧ Эрнст

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ТРЁЛЬЧ Эрнст
(17.02. 1865, Хаунштеттен, Аусбург — 01.02.1923, Берлин) — нем. теолог- протестант, историк религии, философ, социолог. Проф. Гейдельбергского (1894—1914) и Берлинского (1915— 1923) ун-тов. Исследуя эволюцию протестантизма в контексте развития европ. культур, разработал принципы исторической социологии религии, конкретизировал их в работе «Социальные учения христианских церквей и групп» [1). Отвергая академический историцизм, стремился выработать конкретную историческую типологию изучения религ. групп («секта», «церковь», «религ. объединения» и др.). Выделял надличностную априорную основу социальных и культурных процессов, заданную условиями коллективной жизни людей. Утверждал интегрирующую функцию совр. христианских религий в жизни европ. об-в. Сохранение религ. ин-тов объяснял их способностью к адаптации к меняющимся условиям. Этику и социальные учения христианских церквей считал адекватным средством преодоления социально-классовых конфликтов. Под влиянием баденской школы неокантианства в конце жизни склонялся к признанию неповторимости исторических процессов и социальных явлений. Социол. идеи Т. широко привлекаются совр. теоретиками социал-демократии и демохристианских движений в ФРГ, Италии, Латинской Америке. Труды Т. признаны на Западе классическим фондом социологии религии. В. А. Деев

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

ТРЁЛЬЧ (Troltsch) Эрнст
1865-1923) - немецкий философ и теолог, автор трудов по социологии религии и философии истории. С 1892 - профессор в Бонне, с 1894 - в Гейдельберге, с 1915 - в Берлине. Основные работы: "Социальное учение христианских церквей и групп" (1912), "Историзм и его проблемы" (1922) и др.
Противопоставляя историзм и натурализм, Т. конституирует предмет истории с помощью понятия индивидуальной тотальности, которую можно определить только через имманентный ее сознанию смысл. Понятие индивидуального, введенное романтиками, предполагает применение иного временного масштаба: измерение каждого образования по его собственным идеалам и возможностям. Работа историка по символизации и представительству должна иметь своим результатом, по мысли Т., культурный синтез современности, который обладает и теоретической и практической значимостью одновременно. Связь мировоззрения и истории должна быть нормативно и практически обусловлена и должна придать содержание и направление нашей собственной деятельности. Коренная историзация мышления произошла, по Т., в эпоху Просвещения вместе с конституированием современного государства и возникновением задач его самопонимания. Критическая позиция (или культурное сознание) возникла из освобождения менталитета от церковного мифа и стала частью европейского этоса. Место глобальных схем мировой истории занимает конструирование будущего на основе исторически понятого настоящего.
Вслед за М. Вебером с его типами рациональности Т. различает формальную и материальную философию истории. Материальная философия истории - мышление о ценностях и полагании ценностей, исходя из истории. Это полагание, по Т., не может быть абсолютным. Каждое исторически мыслящее время (или субъект) в зависимости от своей позиции формирует смысловое единство, как включающее эту позицию или идущее к ней как к цели. Развитие, которое следует отличать от естественно-научного понятия эволюции и от секуляризованной версии христианской эсхатологии прогресса, также представляет собой целостность, единый процесс жизни, к которому наблюдатель становится в правильное отношение, считая себя его результатом и продолжением. Таким образом, философия истории превращается в область этически и культурно понятого ответственного решения. Это личное решение - происходящее из ощущаемой, но недоказуемой необходимости. Следовательно, его невозможно обосновать чисто рационально или дедуктивно. Историческое видение соединяет актуальное и потенциальное, допускает различные варианты последующего становления, но из многообразия и борьбы тенденций выбирает те, что наиболее соответствуют действительности (современности). Исследуя логические, гносеологические, мировоззренческие проблемы исторического знания, Т. разрушает рамки, в которых вывод о средствах достижения культурного синтеза мог быть позитивным. Свой анализ историчности культурных явлений Т. переносит в теологическую плоскость, разрабатывая историческую типологию религиозных групп ("секта", "церковь", "религиозное объединение" и др.). Являясь результатом самораспада античности, христианская церковь, согласно Т., спасла государство, общество и культуру в рамках созданной ею собственной организации и сохранила непрерывность между двумя совершенно различными историческими мирами и ступенями развития. Посредством этой функции христианство вводит в западный мир религиозно-социологические моменты, не наблюдаемые в других мировых религиях. Несоответствие христианства социальным и духовным потребностям современности, отсутствие непосредственной очевидности в его основных религиозных идеях определили его слабость, но, отказывая религиозности в познающем упорядочении действительности, Т. не лишает ее статуса значимого элемента этой действительности.
Д.М. Булынко

Источник: Социология: энциклопедия