сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и иную продукцию – в целях совершенствования материальной и духовной жизни общества.
Всё сделанное людьми в различных видах деятельности (в науке, искусстве, технике, общественных отношениях, на производстве и в быту) – результат творческих усилий.
Принято считать, что творчество свойственно лишь человеку [5].
Однако существуют и другие точки зрения на природу творческой деятельности. В частности, теологи говорят о божественной сущности творчества, экологи и космологи – о творческом характере природной деятельности и т. д. Подобные трактовки представляются нам паранаучными.
В педагогике и психологии творческую деятельность называют также креативной деятельностью (от лат. «creativus» – «творческий»).
Я. И. Гилинский использует термин «эврологическая деятельность» (от греч. «euros» – «творчество»; «eureka» – «открытие, озарение» и logos – «слово, понятие»). При этом известный социолог указывает на существование эврологии – науки о творчестве, творческой деятельности.
Процесс творчества в основных чертах един для любой человеческой деятельности. Он включает деятельность интеллектуальную /по осмыслению жизни, созданию новых теоретических обобщений, выдвижению идей/ и деятельность физическую /по внедрению их в жизнь/. Различные виды деятельности имеют свои специфические особенности, что делает многогранным, специфичным и процесс творчества.
В естественных науках процесс творческой деятельности включает в себя изучение исходных фактов, их обобщение, выдвижение идей о закономерных зависимостях между ними, экспериментальную проверку гипотез, оформление результатов и их внедрение.
В общественных науках процесс творческой деятельности предполагает всестороннее изучение жизни, практики социума (большой или малой социальной группы), основных закономерных рекомендаций по использованию раскрытых закономерностей и их реализации в жизни.
В искусстве процесс творческой деятельности складывается из вынашивания основного замысла произведения, поиска соответствующих замыслу ситуации и адекватных образов, воплощения идей произведения в высокохудожественной форме.
На производстве творческая деятельность неразрывно связана с изучением существующих технологических процессов, выдвижением идей по их рационализации, воплощением идей в технические решения и их внедрением.
Для успешного участия в процессе творчества у человека должны быть развиты специфические способности, такие, как богатое воображение, нешаблонность мышления, критический взгляд на вещи, умение обобщать факты, осмысливать их и выдвигать новые решения и идеи, а также активность жизненной позиции в процессе внедрения нового, умение сохранять веру в победу и силу духа в период творческих неудач или кризисов.
Творческая (креативная эврологическая) деятельность или творчество
Творческая (креативная эврологическая) деятельность или творчество
Источник: Социология творческой деятельности. Краткий глоссарий.