Немецкий социолог. В 1881 г. получил степень доктора по философии в Кильском университете, где работал с 1881 по 1933 г. Вместе с В. Зомбартом, Г. Зиммелем и М. Вебером явился основателем Немецкого социологического общества, был его первым председателем с 1909 по 1933 г. (до отстранения нацистами) Сооснователь и президент Гоббсовского общества. Известен как руководитель нескольких общенациональных проектов по прикладной социологии.
Среди теоретических источников социологической концепции Т. можно выделить работы Т. Гоббса, Б. Спинозы, А. Шопенгауэра, Э. фон Гартмана, К. Маркса и Ф. Энгельса. Вместе с Г. Зиммелем и Л. фон Визе считается основоположником формальной школы в социологии.
Без ссылок на противопоставление Т. принципов “общества” и “общины” (“общности”) не обходится ни одно серьезное социологическое исследование. Ученый различает общество в узком смысле, связанное с возникновением государственности и исключающее из себя “общину”, и общество в широком смысле, включающее в себя “общину”. В последнем случае он анализирует общий вектор развития в истории от “общины” к “обществу” в узком смысле слова и торжество последнего в современной ему европейской реальности. Победа “общественного” начала над “общинным” (при известном сохранении последнего) означает проникновение рационального расчета даже в самые интимные связи, превращение социальных связей и отношений во все более внешние (“вещные”) и случайные для их носителей, которые характеризуются возрастающей разновекторностью своих устремлений. Кроме концепции “общины” – “общества” Т. интересен своей методологией социального познания и обоснованием принципов формального подхода в социологии. Социальное познание, по его мнению, должно строиться на принципах объективности (общезначимости, строгости и однозначности), “натурализма” (вынесении за скобки вопросов о смысле) и независимости от ценностных предпосылок. Последнее в равной мере обеспечивается как избеганием исследовательских предпочтений, так и дистанцированием от конкретики (задач “момента”) При этом Т., хотя и считал необходимым соотносить социологию с общей философской этикой, дистанцировал ее от этической (а также политической) проблематики.
В основе социологического мышления, по Т., должен лежать принцип понятийной антиномии, требующий рассматривать любое явление через соотношение “общинного” и “общественного”, а также волевого и рационального начал, отношений господства и товарищества.
Основные работы: “Община (общность) и общество” (1887); “Маркс. Жизнь и учение” (1921); “Социологические очерки и критика” (Т. 1–3, 1925–1929); “Введение в социологию” (1931) и др.