ТЁННИС Фердинанд

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТЕННИС ФЕРДИНАНД
Tonnies, Ferdinand) (1855-1936) - немецкий социолог и основатель Немецкой социологической ассоциации. Наиболее известен внедрением терминов Gemeinschaft и Gesellschaft (прил.), основанных на различии между "естественной волей" (Wesenwille), включая привычную, а также инстинктивную деятельность, и "рациональной волей" (Kunville), включая инструментальную рациональность. Обе группы были идеальными типами и использовались автором для анализа исторических изменений в социальной организации, в том числе проблем, созданных разрушением традиционных социальных структур. Понятия Тенниса и аспекты его тезиса об утрате общинности.в современных обществах не далеки от позиций Вебера и, в меньшей степени, Маркса. Они — один из факторов, оказавших влияние на работы Чикагской школы, а также формулировки Парсонсом Образцовых переменных.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ТЕННИС (Tinnies) Фердинанд
1855-1936) - нем. социолог. Рассматривая обществ. отношения как волевые, Т. подразделяет и их в зависимости от выраженного в них типа воли: естественная инстинктивная воля направляет поведение человека как бы бессознательно; рассудочная воля предполагает возможность выбора и сознательно поставленную цель действия. Примером первой может служить материнская любовь, примером второй - торговля. Естественная воля порождает общность (общину), рассудочная - об-во. В общности господствуют инстинкты, чувства, органич. отношения; в об-ве - расчетливый разум, механич. отношения. В ходе истории отношения первого типа все больше уступают место отношениям второго типа. Позже во "Введении в социологию" Т. усложнил эту типологию, совместив ее с делением на отношения "господства" и "товарищества", группы и объединения. Соч.: Эволюция социального вопроса. СПб., 1903; Gemeinschaft und Gessellschaft. В., 1887; Einfuhrung in die Soziologie. В., 1931. И.С. Кон.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ТЕННИС Фердинанд
(1855-1936) - нем. социолог, представитель структурного направления. Основная работа Тенниса - «Общность и общество» (1887), в которой он рассматривает общественные отношения как волевые и подразделяет их в зависимости от выраженного в них типа воли на естественную — инстинктивную волю, направляющую поведение человека, рассудочную волю, предполагающую возможность выбора, и сознательно поставленную цель действия. Примером первой может служить материнская любовь, примером второй - торговля. Естественная воля, по мнению Тенниса, порождает общность (общину), рассудочная - общество. В общности господствуют инстинкты, чувство, органические отношения, в обществе - расчетливый разум, механические отношения. В ходе истории отношения первого типа все больше уступают место отношениям второго типа. Позже, во «Введении в социологию» (1931), Теннис усложняет свою типологию путем совмещения ее с делением на отношения. Т. одним из первых поставил задачу создания системы социологических понятий.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

ТЁННИС ФЕРДИНАНД

1855-1936) - немецкий социолог. Получил диплом по классической филологии в Тюбингене (1877). В 1881 получил степень доктора по философии в Кильском университете. Вместе с Зомбартом, Зиммелем и М. Вебером явился основателем Немецкого социологического общества, был его первым председателем с 1909 по 1933 (до отстранения нацистами). Сооснователь и президент Гоббсовского общества. Известен как руководитель нескольких общенациональных проектов по прикладной социологии. Основные работы: «Община (общность) и общество» (1887); «Маркс. Жизнь и учение» (1921); «Социологические очерки и критика» (т. 1-3, 1925-1929); «Введение в социологию» (1931) и др. Среди теоретических источников социологической концепции Т. можно выделить работы Т. Гоббса, Б. Спинозы, А. Шопенгауэра, Э. фон Гартмана, Маркса и Энгельса (с которым Т. состоял в переписке). Вместе с Зиммелем и фон Визе (его ученик) считается основоположником формальной школы в социологии. Т. остается, несмотря на «теннисовский ренессанс» в западной мысли, фигурой во многом ритуализированной. Без ссылок на его противопоставление принципов «общества» и «общины» («общности») не обходится ни одно серьезное социальное исследование, но в то же время этот принцип не отрефлексирован должным образом как одна из доминант социальной философии и социологии.

Источник: Словарь терминов по модулю «Город как социальная система»

Теннис, Фердинанд
1855-1936) - основоположник немецкой и классик мировой социологии. Теннис получил филологическое и философское образование, проявив интерес к истории философии Нового времени. Им написаны биографии Т.Гоббса и К.Маркса, создано Общество по изучению работ Гоббса. Теннис сооснователь и первый Президент Немецкого социологического общества (1909-1933 гг.). Деятельность и интересы Тенниса разносторонни: организация науки, обширные эмпирические исследования, разработка системы теоретических понятий, позволяющей анализировать социальные явления в прошлом и настоящем, отслеживать тенденции их изменений. Первая же работа Тенниса "Gemeinschaft und Gesellschaft” (1887) принесла ему мировую известность, а во "Введении в социологию” (1931) окончательно оформилась его система взглядов на социальный мир.
Изучая природу социальности, Теннис Ф. пришел к выводу, что в результате разных форм взаимодействия образуются два основных типа ее “Gemeinschaft” и “Gesellschaft”, а эволюция общества есть переход от первого типа ко второму в результате нарастания рациональности. Методом исследования природы человеческих групп Теннис Ф. называл достижение общезначимого понятия, абстрагирование, идеализацию, конструирование идеальных типов. Усложняя схему социальных связей, Теннис Ф. вводит дополнительно к основной дихотомии трихотомию "отношения / совокупности / корпорация" и дихотомию "товарищество / господство". Эта разветвленная схема позволяет анализировать самые разнообразные сообщества людей, понимать причину и тенденции их изменений. Теннис своими теоретическими работами поставил социологию на научные рельсы, превратив ее в аналитическую науку. Отныне предмет социологии конструировался независимо от содержательных характеристик.

Источник: История западной социологии: биографический справочник

ТЁННИС Фердинанд
TOENNIES, Ferdinand) (1855-1936) Немецкий социолог, основатель Немецкой социологической ассоциации, наиболее известный своим различением понятий «община» и «общество» (association) в работе «Gemeinschaft und Gesellschaft» («Община и общество» — Toennies, 1887). Теннис выделял три отдельных области социологии: чистую или теоретическую, прикладную и эмпирическую. Различение «общины» (Gemeinschaft) и «общества» (Gesellschaft) составляло основание его теоретической социологии. Эти «фундаментальные понятия» должны были обеспечить направленность эмпирической и прикладной социологии на исследование трансформации общества при переходе от общинных отношений к отношениям собственно общества (ассоциации). Несмотря на то, что эти два понятия являются идеальными типами, Теннис намеревался использовать их для описания исторического перехода Германии от сельскохозяйственного к индустриальному обществу. На Тенниса оказала влияние философия А. Шопенгауэра (1788-1860) и Ф. Ницше (1844-1900), у которого он заимствовал понятие «воля к жизни». Утверждая, что социальные отношения являются продуктами человеческой воли, Теннис выделял два типа воли. Естественная воля (Wesenwille) является выражением инстинктивных потребностей, привычек, убеждений или склонностей. Рациональная воля (Kurwille) предполагает инструментальную рациональность при отборе средств для достижения целей. Если естественная воля является органичной и реальной, то рациональная — умозрительна и искусственна. Эти типы воли соответствуют различию между общиной и обществом, поскольку общинная жизнь является выражением естественной воли, а жизнь общества (ассоциации) — это следствие воли рациональной. См. также: Городской образ жизни; Идеальный тип; Сельско-городской континуум; Телеология. Лит.: Atoji (1984)

Источник: Социологический словарь

ТЁННИС ФЕРДИНАНД
(1855–1936) Немецкий социолог. В 1881 г. получил степень доктора по философии в Кильском университете, где работал с 1881 по 1933 г. Вместе с В. Зомбартом, Г. Зиммелем и М. Вебером явился основателем Немецкого социологического общества, был его первым председателем с 1909 по 1933 г. (до отстранения нацистами). Сооснователь и президент Гоббсовского общества.
Известен как руководитель нескольких общенациональных проектов по прикладной социологии. Среди теоретических источников социологической концепции Т. можно выделить работы Т. Гоббса, Б. Спинозы, А. Шопенгауэра, Э. фон Гартмана, К. Маркса и Ф. Энгельса. Вместе с Г. Зиммелем и Л. фон Визе считается основоположником формальной школы в социологии.
Без ссылок на противопоставление Т. принципов “общества” и “общины” (“общности”) не обходится ни одно серьезное социологическое исследование. Ученый различает общество в узком смысле, связанное с возникновением государственности и исключающее из себя “общину”, и общество в широком смысле, включающее в себя “общину”.
В последнем случае он анализирует общий вектор развития в истории от “общины” к “обществу” в узком смысле слова и торжество последнего в современной ему европейской реальности.
Победа “общественного” начала над “общинным” (при известном сохранении последнего) означает проникновение рационального расчета даже в самые интимные связи, превращение социальных связей и отношений во все более внешние (“вещные”) и случайные для их носителей, которые характеризуются возрастающей разновекторностью своих устремлений. Кроме концепции “общины” — “общества” Т. интересен своей методологией социального познания и обоснованием принципов формального подхода в социологии. Социальное познание, по его мнению, должно строиться на принципах объективности (общезначимости, строгости и однозначности), “натурализма” (вынесении за скобки вопросов о смысле) и независимости от ценностных предпосылок.
Последнее в равной мере обеспечивается как избеганием исследовательских предпочтений, так и дистанцированием от конкретики (задач “момента”). При этом Т., хотя и считал необходимым соотносить социологию с общей философской этикой, дистанцировал ее от этической (а также политической) проблематики.
В основе социологического мышления, по Т., должен лежать принцип понятийной антиномии, требующий рассматривать любое явление через соотношение “общинного” и “общественного”, а также волевого и рационального начал, отношений господства и товарищества. Основные работы: “Община (общность) и общество” (1887); “Маркс. Жизнь и учение” (1921); “Социологические очерки и критика” (Т. 1–3, 1925–1929); “Введение в социологию” (1931) и др.

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

ТЕННИС Фердинанд
(1855-1936) - немецкий социолог и экономист, историк социальной мысли. Уроженец провинции Шлезвиг-Гольштейн. Окончил Тюбингенский университет (1877), где изучал классическую филологию. В 1881 г. защитил докторскую диссертацию по философии в Кильском университете, там же впоследствии преподавая философию и был с 1909 г. профессором кафедры экономики и статистики. Участвуя в работе немецкого Общества социальной политики, Т. в 1880-1900-е годы неоднократно проводил статистические и социографические исследования различных аспектов жизни Германии (преступность, самоубийства, демографические изменения и др.). Важным моментом этой работы он считал учет религиозной принадлежности обследуемых. Он был соучредителем Немецкого социологического общества и первым его президентом (1909-1933). От этой должности и от преподавания его отстранили нацисты после 1933 г. Т. принадлежит множество трудов по истории социально-философских учений (в том числе о научном наследии Маркса), статистике, политэкономии, социологии. В 1923-1929 гг. вышло несколько выпусков его работ под общим названием «Социологические этюды и критика». В 1931 г. было опубликовано пространное «Введение в социологию», где Т. использовал разработанную Вебером типологию форм социального поведения. Однако основным трудом, получившим наибольшую известность, стала работа «Община и общество» (1887). В этой и последующих теоретических работах - «Сущность социологии» (1925), «Введение в социологию» (1931) -Т. сформулировал ряд фундаментальных понятий, повлиявших на социологические теории первой половины XX в. Эти понятия вошли в методологический аппарат социологического изучения религии и нередко используются при обобщении и концептуализации исследовательских результатов. Исследуя историческую и современную жизнь общества, Т. указывает на движущую силу социальных процессов. Таковой, по его мнению, является человеческая воля. Это явление связано с людской психологией, но не исчерпывается ею. Главным свойством воли выступает осознанность, она строится на мышлении человека, его разуме. Сообразность разуму определяет направленность волевых актов к взаимопониманию и согласию между людьми. На уровне отдельно взятых индивидов проявляется частная, так называемая избирательная воля. Она обусловлена взаимной привязанностью, эмоциональной симпатией и т. п. На уровне совместной жизнедеятельности генерируется уже общая, так называемая сущностная воля, которая ведет к сплочению индивидов, скрепляет их в социальное целое. Воля побуждает людей к взаимодействию, при котором возникают два вида социальных связей. Первый вид социальных связей - отношения общности. Их средой является единое родство (семья), совместное проживание (соседство), духовная близость (дружба). Эти отношения непосредственны, органичны, коренятся в глубинах народной жизни, носят «телесно-душевный» характер. Они происходят и воспроизводятся либо бессознательно (через общие переживания и язык), либо сознательно (через следование традиции). Закрепляющие их нормы устанавливаются естественным путем («силой факта»). Религия рассматривается Г. как выражение морального единства связанных этими отношениями людей, как хранительница общеразделяемых и общезначимых ценностей. Отношения общности образуют социальный уклад, который Т. назвал Gemeinschaft («община» или, как чаще принято переводить, «сообщество »). Такой уклад может существовать на любых стадиях истории, от древней общины до каких-либо групп в современном обществе, если им присущи указанные типологические свойства. Второй вид социальных связей - общественные отношения. Они возникают из взаимодействия индивидов, групп, государств, имеющих расходящиеся жизненные цели. Это происходит при исчерпанности актуальных возможностей общинных отношений и их деградации. Ведущим направлением по-прежнему выступает согласие. Однако оно достигается уже опосредованно, на основе соображений полезности и выгоды, расчета и договоров. Суть общественных отношений состоит в рациональном обмене предметами обладания (вещами, правами, возможностями) по сознательному решению участников договора. По мере нарастания рациональности способ человеческого мышления все меньше определяется религией и все больше - наукой. Обычаи вытесняются формальным законодательством, религиозное выражение морали замещается общественным мнением. Социальный уклад, становящийся на этой основе, Т. именует Gesellschaft, (т. е. «общество»). Символом такого социального целого становится государство. В трактовке Т., «сообщество» и «общество» не подлежат эмпирическому обнаружению. Они не существуют как некая реальность, а являются абстракциями (сродни веберовским «идеальным типам»), выработанными для классификации социальных форм. Социальные свойства, объективированные в обоих понятиях, могут соприсутствовать при любом общественном устройстве. Задача социолога - выяснить степень соотношения и влияния того или другого уклада и через это определить характер изучаемого социального организма. В качестве дополнительных исследовательских инструментов Т. предлагает использовать понятия «господство» и «товарищество», уточняющие конкретные состояния изучаемых объектов, а именно: 1) социальных отношений - осознанных взаимных обязанностей и прав индивидов; 2) социальных групп - сознательных объединений индивидов для достижения общих целей; 3) корпораций - целостности на основе осознания каждым индивидом своих внутригрупповых функций. Применение данного теоретического аппарата позволяет, по представлению Т., объяснять сущность социальных процессов исходя из рациональных оснований. Переход от «сообщества» к «обществу» осуществляется не по воле Бога, а на основе умножающейся рациональности. Причем прогрессивная эволюция, вопреки оптимистическим ожиданиям синхронного прогресса нравственности, может сопровождаться кризисами и упадком общественной морали.

Источник: Социология религии. Словарь.

ТЕННИС Фердинанд
(26.07.1855, Рип, близ Олденсворта, Шлез- виг,— 11.04.1936, Киль) —нем. социолог и историк философии, один из основоположников социологии в Германии, один из основателей Нем. социол. об-ва и его президент (1909—1933), соосно- ватель и президент Гоббсовского об-ва (Societas Hobbesiana). С 1909 — экстраординарный проф., с 1913 — ординарный проф. Кильского ун-та, где продолжал читать лекции вплоть до отставки нацистами (1933). На формирование взглядов Т. оказали значит. влияние политическая философия Гоббса, иррационалистическая философия Шопенгауэра и Э. фон Гартмана, а также взгляды основоположников марксизма. Им написаны биографии Гоббса и Маркса. Социология Т.— один из первых опытов построения системы формальных, «чистых» категорий социологии, позволяющих анализировать любые социальные явления в прошлом и настоящем, а также тенденции социальных изменений. Т. подразделяет социологию на «общую» и «специальную». Первая им подробно не рассматривается. По замыслу Т., она должна изучать все формы сосуществования людей, включая биоантропологические, демографические и др. аспекты, общие с формами социальной жизни животных. Вторая, подразделяемая на «чистую» (теоретическую), «прикладную» и «эмпирическую» (социографию) изучает собственно социальную жизнь. Собственно социальное возникает, по Т., тогда, когда сосуществующие люди находятся в состоянии «взаимоутверждения». В основу социальной связи Т. кладет волю (им же впервые введен термин «волюнтаризм» для обозначения соответствующих филос. учений). Тип воли определяет тип связи. Возможно взаимоотталкивание, взаимоотрицание воль, но оно не должно рассматриваться в рамках «чистой» социологии, поскольку там, где вражда играет главенствующую роль, есть некая совокупность людей, но нет подлинно социальной связи. Типология взаимоутверждающей воли подробно разработана Т. в его главном труде «Община и общество» (1887). Т. различает «волю, поскольку в ней содержится мышление, и мышление, поскольку в нем содержится воля» [2, 71]. Первый тип воли Т. называет «сущностной», второй — «избирательной» волей.
Сущностная воля явл. «психологическим эквивалентом тела». Поэтому все эмоциональные, аффективные, полуинстинктивные влечения и побуждения, реализующиеся в деятельности, рассматриваются именно в связи с данным типом. Мышление же предполагает, что воля как организм уже вполне сформирована; в ней наличествуют бесчисленные зачатки, представления будущей деятельности. Мышление приводит их в систему, выстраивает иерархию целей. Если сущностная воля предстает в формах инстинктивных влечений, привычки и памяти, то избирательная — в формах «умышленности» (свободного поведения вообще), «произволения» (отдельных действий) и понятия (связывающего само мышление определенным словоупотреблением).
Совокупная форма избирательной воли, содержащая в себе элементы воли сущностной, представляет собой мыслительную систему целей, намерений, средств, целый «аппарат», содержащийся в людских головах и называемый «устремлением». Все типы и формы воли находят выражение в нек-рой деятельности или поведении. Социальные, взаимоутверждающие отношения людей возникают из направляющей их деятельность воли. Отсюда — основная типология социальности у Т.: сообщество (община), где господствует первый тип воли, и об-во, где господствует второй. Субъектом сущностной воли Т. называет «самость», т. е. органическое единство, определенное самим собой, но способное включать в себя др., меньшие органические единства или, соотносясь с др., равными себе, единствами, конституировать и репрезентировать целое. Так, при отношениях родства семью как целое репрезентируют ее части: мать и дети, братья и сестры, отец (это различ. виды отношений и позиций в семье), причем каждый человек — самостоятельная органическая единица; лишь в семье как целом он отец или брат, а семья как целое конституирована отношениями ее членов. Одновременно это целое есть форма, не зависящая от данных конкретных людей, к-рые составляют ее преходящую материю. В этом кач-ве она явл. предметом чистой социологии. Наряду с семьей к отношениям «общинного» («сообщностного») типа относятся соседство и дружба. Субъект избирательной воли — «лицо» (что предполагает формально-юридические понятия). Единство «самости» обеспечено ее внутренне необходимым самоопределением. «Лицо» есть внешнее механическое единство, определяемое внешним, случайным образом. Это идеальная конструкция мышления, ищущего единства во множестве проявлений, и как таковая может относиться и к индивиду, и к коллективу. Естеств. представитель «индивидуального лица» — отдельный человек, к-рый в этом кач-ве независим от др. лиц. Они равны, неограниченно свободны в целеполагании и выборе средств — отсюда и рационально-избирательные, а не эмоционально-органические отношения между ними. Множество лиц способно составить систему и конституировать «фиктивное лицо», представленное собранием или опять- таки отдельным индивидом. Если «общинные» отношения предполагают «высшую самость», то «общественные» — «искусственное лицо». Отсюда следует и различие главных экономико-правовых категорий. В первом случае (община) речь идет о «владении», «земле», «территории», «семейном праве»; во втором (об-ве) — об «имуществе», «деньгах», «обязательственном» (торговом) праве. Сюда же Т. добавляет и противоположность статуса (Статуса социального концепции) и контракта (договора). Эти оппозиции дают Т. возможность не только построить разветвленную систему «чистых» социол. категорий, но и рассмотреть под этим углом зрения процесс и смысл исторических изменений, что стало задачей второй части его «специальной социологии» — прикладной социологии. Осн. идея Т. состояла в том, что социальность преимущественно «общинная» в ходе истории все больше вытесняется социальностью преимущественно «общественной». Отсюда открывался путь для анализа нравов, права, семьи, хозяйствования, деревенской и городской жизни, религии, гос-ва, политики, обществ, мнения и т. д. С течением времени Т. усложнил схему, предложенную в раннем труде, включив в нее такие характеристики, как плотность социальной связи (большую или меньшую степень единства), количество участников, товарищеский характер связи в противоположность отношениям господства и подчинения. В рез-те получалась очень подробная схема, в к-рой, напр., отношения могут быть общинно-товарищескими или общинно-смешанными (т. е. основанными на смешении товарищества и господства — подчинения) и т. д. Могли добавляться и др. основания деления (напр., группы могли делиться на естеств., душевные и социальные). В полном виде эта схема представлена в одной из последних работ Т.— «Введение в социологию» (1931) [3]. Т. был широко известен и как социолог-эмпирик, организатор крупных статистических и социографических обследований. Но в истории социологии он остался прежде всего как автор «Общины и общества», оказавшей значит, влияние не только на немецкую, но и на всю зап. социологию.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

ТЁННИС (Tonnies) Фердинанд
1855-1936) - немецкий социолог. Получил диплом по классической филологии в Тюбингене (1877). В 1881 получил степень доктора по философии в Кильском университете, где работал с 1881 по 1933 (до отстранения от преподавания) (приват-доцент, с 1909 - экстраординарный, с 1913 - ординарный профессор). Вместе с Зомбартом, Зиммелем и М. Вебером явился основателем Немецкого социологического общества, был его первым председателем с 1909 по 1933 (до отстранения нацистами). Сооснователь и президент Гоббсовского общества. Известен как руководитель нескольких общенациональных проектов по прикладной социологии. Основные работы: "Община (общность) и общество" (1887); "Маркс. Жизнь и учение" (1921); "Социологические очерки и критика" (т. 1-3, 1925-1929); "Введение в социологию" (1931) и др.
Среди теоретических источников социологической концепции Т. можно выделить работы Т. Гоббса, Б. Спинозы, А. Шопенгауэра, Э. фон Гартмана, Маркса и Энгельса (с которым Т. состоял в переписке). Определенное влияние на становление его взглядов оказали также работы Ф.К. Совиньи (основоположник "исторической школы права"), Г. Мейна, Моргана, И.Я. Бахофена. Вместе с Зиммелем и фон Визе (его ученик) считается основоположником формальной школы в социологии .
Т. остается, несмотря на "теннисовский ренессанс" в западной мысли, фигурой во многом ритуализированной. Без ссылок на его противопоставление принципов "общества" и "общины" ("общности") не обходится ни одно серьезное социальное исследование, но в то же время этот принцип не отрефлексирован должным образом как одна из доминант социальной философии и социологии 20 в.
В основе двух возможных типов социальности, согласно Т., лежит различение двух типов выраженной в них воли. Основа "общины" ("общности") как первого возможного типа социальности - "сущностная воля" (естественная инстинктивная воля, обусловленная осознанием инстинктивно-чувственной органичности социальных отношений). Это воля, соотнесенная с присущим ей мышлением, непосредственно переходящая в действие, - целостно-самодостаточна, ее субъектом является "самость". Основа "общества" как второго возможного типа социальности - "избирательная воля", определяемая мышлением постольку, поскольку в нем есть волевое начало. Субъект "избирательной воли" задается формально-юридически как "лицо". В соотнесении с типологией социального действия М. Вебера , "избирательная воля" связана с целерациональным действием и ориентирована в будущее, "сущностная воля" - с остальными типами действия (ценностно-рациональным, традиционным и аффективным) и предзадается прошлым. В "общине" социальное целое предшествует частям, в "обществе" - социальное целое выступает как совокупность частей. Это различие суть различие между "органикой" и "механикой" (естественностью и искусственностью) частей целого. Т. развивает и переинтерпретирует почерпнутое у Г. Мейна различие "статуса", характеризующего естественное ("общинное") состояние, и "контракта", характеризующего общественно-договорное (искусственное) состояние ("общество"). Но в обоих случаях социальность - это взаимодействие воль, в ходе которого происходит взаимоотчуждение ("общество") или "взаимослияние" ("община").
Любая социальная целостность, по Т., возникает всякий раз только из волевого взаимодействия индивидов. "Волеизъявление" - это условие "взаимоутверждения" людей, без чего невозможна социальность (Т. - автор термина "волюнтаризм"). "Сущностная" воля "разумна", но не обязательно рациональна. Скорее, она фундируется эмоционально-чувственными ("полуинстинктивными") отношениями. "Избирательная воля" изначально рассудочна, предполагает осознанный выбор и формирование целей действия (это - "расчетливый разум"). Общинные отношения включают в себя родово-семейные, соседские и дружеские отношения и соответствующие им социальные формы (семья, формы совместного проживания и т.д.). Общество связано с отношениями рационального обмена. Эти отношения возможны между "индивидуальными лицами" - индивидами как "автономными отдельностями", свободными в целеполагании и выборе средств, и их "производными" - "искусственными лицами". В силу "конструируемости" субъектов отношений обмена возможно появление "фиктивных лиц". Мышление выстраивает в отношениях обмена иерархию целей, намерений и средств, формируя синтетическую мыслительную систему "усмотрения", направляющую и контролирующую "созидательное единение" на основе "согласия".
Т. различает общество в узком смысле, связанное с возникновением государственности и исключающее из себя "общину", и общество в широком смысле, включающее в себя "общину". В последнем случае он анализирует общий вектор развития в истории от "общины" к "обществу" в узком смысле слова и торжество последнего в современной ему европейской реальности. Победа "общественного" начала над "общинным" (при известном сохранении последнего) означает проникновение рационального расчета даже в самые интимные связи, превращение социальных связей и отношений во все более внешние ("вещные") и случайные для их носителей, которые характеризуются возрастающей разновекторностью своих устремлений. В этом отношении Т. выступил как диагност кризисных явлений европейского типа социальности, имевшей одним из своих следствий фашизм , открытое неприятие которого он, оставаясь в нацистской Германии, не считал нужным скрывать.
Кроме концепции "общины" - "общества", Т. интересен также своей методологией социального познания и обоснованием принципов формального подхода в социологии. Так, он заложил основы метода конструктивных типов (окончательно оформленного американским представителем формальной школы Г.П. Беккером), который он противопоставлял методу идеальных типов М. Вебера. Т. рассматривал конструктивные типы как орудия объективации познания, понятийные мерки, прикладываемые к действительности, средства выявления "чистых" форм социальности, строго аналитически простроенная система которых может быть применена к исследованию любых социальных содержаний.
Социальное познание, согласно Т., должно строиться на принципах объективности (общезначимости, строгости и однозначности), "натурализма" (вынесении за скобки вопросов о смысле) и независимости от ценностных предпосылок. Последнее в равной мере обеспечивается как избеганием исследовательских предпочтений, так и дистанцированием от конкретики (задач "момента"). При этом Т., хотя и считал необходимым соотносить социологию с общей философской этикой, дистанцировал ее от этической (а также политической) проблематики. В основе социологического мышления, по Т., должен лежать принцип понятийной антиномии, требующий рассматривать любое явление через соотношение "общинного" и "общественного", а также волевого и рационального начал, отношений господства и товарищества. Соответственно проблематике и, главное, используемым методам социология строится как трехуровневая дисциплина: 1) понятийное конструирование реализуется в "чистой" социологии, 2) гипотетико-дедуктивный метод - в "прикладной" социологии, 3) исследование фактов - в "эмпирической" социологии (социографии). Эти три уровня конституируют "специальную" социологию, помимо которой Т. выделял еще и "общую" социологию (суть которой, правда, так до конца и не прояснил, ограничившись указанием на изучение "всех форм существования людей").
В.Л. Абушенко

Источник: Социология: энциклопедия