Убежище
Убежище (территориальное)
Защита, предоставленная государством иностранцу на своей территории, от исполнения правосудия страны происхождения. Защита основана на принципе запрещения высылки (non-refoulement) и ведет к возможности пользоваться некоторыми международно признанными правами. см. также убежище дипломатическое, нонрефулмент, право убежища
Убежище
возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории определенной страны.
Институт убежища — предоставление иностранному гражданину защиты от юрисдикции другого государства; определен в 1948 г. Всеобщей декларацией прав человека, где впервые говорилось о праве искать «убежище от преследований». Генеральная Ассамблея ООН призывала предоставлять людям, нуждающимся в защите, убежище и соблюдать принцип убежища. В декабре 1967 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о территориальном убежище, которая определяла, что это мирный и гуманный акт и что другой стороне его не следует рассматривать как недружелюбный. Одновременно с развитием понятий территориальной юрисдикции и верховенства закона институт убежища стал означать не только место убежища, но и право «искать и пользоваться этим убежищем». В настоящее время при решении данного вопроса необходимо обращение к международному праву, которое предусматривает предоставление защиты на территории государства на основе его суверенитета.
Понятие «лицо, ищущее убежище» относится к тем, кто обращается с просьбой о предоставлении статуса беженца в другом государстве в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования в своей собственной стране либо реальной возможности потерять жизнь или свободу вследствие вспыхнувшего там вооруженного конфликта или царящего насилия. Страны, получающие наибольшее число индивидуальных ходатайств о предоставлении убежища, находятся преимущественно в развитых регионах мира — в Западной Европе и Северной Америке.
С 1980-х гг. промышленно развитые страны стали проводить ограничительную политику в предоставлении убежища. Было введено также понятие «безопасная страна происхождения», и ходатайства, поданные представителями таких стран, стали считаться необоснованными. Кроме того, все строже становятся критерии статуса беженца.
Существует «показатель предоставления статуса», который вычисляется как соотношение числа лиц, ищущих убежище, и числа лиц, получивших статус беженца.
Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права,
Существует практика предоставления дипломатического убежища, которое предоставляется скрывающемуся от преследования лицу в помещениях или на территориях, находящихся под юрисдикцией другого государства (в зданиях дипломатических миссий, резиденциях их глав, военных кораблях и самолетах, военных лагерях).
Предоставление убежища осуществляется в порядке, определяемом правительством; решение об этом принимается территориальным органом исполнительной власти по заявлению гражданина с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории страны. Временное убежище может быть предоставлено, если имеются основания для защиты человека, а также из гуманных соображений.
Российская Федерация предоставляет убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим защиту на ее территории, путем признания беженцем; предоставления временного убежища; предоставления политического убежища.
Основания и порядок признания иностранных граждан и лиц без гражданства беженцами на территории Российской Федерации определены Федеральным законом «О беженцах» в редакции Федерального закона от 28 июня 1997 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О беженцах», которым также установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статус беженца — это правовое положение (совокупность прав и обязанностей) лица, которому Российской Федерацией предоставлена защита от преследований, которым он подвергался в стране своей гражданской принадлежности или обычного постоянного места жительства по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.
Лицо, признанное беженцем, документируется на территории Российской Федерации удостоверением беженца, а для выезда за рубеж -проездным документом беженца. Статус беженца имеет ограниченный срок действия — до трех лет. На основании ст. 12 Федерального закона «О беженцах» Российская Федерация в некоторых случаях предоставляет иностранным гражданам временное убежище. Этот вид убежища, как правило, может быть предоставлен лицам, которые не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Основанием для предоставления временного убежища могут служить: тяжелое состояние здоровья лица, продолжающаяся гражданская война или вооруженный конфликт, охватывающие всю территорию государства гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства) лица, что не позволяет осуществить выдворение (депортацию) данного лица.
Российская Федерация, также являясь участницей ряда европейских конвенций, несет обязательства в области защиты прав человека. Так, в соответствии с Международной конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Россия обязалась не высылать, возвращать или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток. В этой связи наличие реальной угрозы для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства) стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания вследствие существования в данном государстве постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека (в том числе внесудебного лишения жизни или свободы) является основанием для предоставления этому лицу временного убежища на территории Российской Федерации.
По состоянию на 01.06.2004 г. 1122 гражданина из 17 иностранных государств (из стран дальнего зарубежья — 1108 человек, в том числе из Афганистана — 1082 человека) пользуются в Российской Федерации временным убежищем.
В исключительных случаях Российская Федерация на основании ст. 63 Конституции РФ предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства политическое убежище.
Предоставление политического убежища на территории Российской Федерации производится Указом Президента Российской Федерации и регламентируется Положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 1 декабря 2003 г. № 1417).
Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности (обычного места жительства) за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.
При предоставлении политического убежища учитываются государственные интересы Российской Федерации.
Источники: Вестник УВКБ ООН в Российской Федерации / Федеральная служба МВД РФ. 2004. № 1, апрель— июнь. С. 4 — 5; Положение беженцев в мире. Пятьдесят лет гуманитарной деятельности / Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). 2000. С. 169; Юдина Т.Н. Социология миграции: Учебное пособие. М., 2005. С. 247.
Институт убежища — предоставление иностранному гражданину защиты от юрисдикции другого государства; определен в 1948 г. Всеобщей декларацией прав человека, где впервые говорилось о праве искать «убежище от преследований». Генеральная Ассамблея ООН призывала предоставлять людям, нуждающимся в защите, убежище и соблюдать принцип убежища. В декабре 1967 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о территориальном убежище, которая определяла, что это мирный и гуманный акт и что другой стороне его не следует рассматривать как недружелюбный. Одновременно с развитием понятий территориальной юрисдикции и верховенства закона институт убежища стал означать не только место убежища, но и право «искать и пользоваться этим убежищем». В настоящее время при решении данного вопроса необходимо обращение к международному праву, которое предусматривает предоставление защиты на территории государства на основе его суверенитета.
Понятие «лицо, ищущее убежище» относится к тем, кто обращается с просьбой о предоставлении статуса беженца в другом государстве в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования в своей собственной стране либо реальной возможности потерять жизнь или свободу вследствие вспыхнувшего там вооруженного конфликта или царящего насилия. Страны, получающие наибольшее число индивидуальных ходатайств о предоставлении убежища, находятся преимущественно в развитых регионах мира — в Западной Европе и Северной Америке.
С 1980-х гг. промышленно развитые страны стали проводить ограничительную политику в предоставлении убежища. Было введено также понятие «безопасная страна происхождения», и ходатайства, поданные представителями таких стран, стали считаться необоснованными. Кроме того, все строже становятся критерии статуса беженца.
Существует «показатель предоставления статуса», который вычисляется как соотношение числа лиц, ищущих убежище, и числа лиц, получивших статус беженца.
Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права,
Существует практика предоставления дипломатического убежища, которое предоставляется скрывающемуся от преследования лицу в помещениях или на территориях, находящихся под юрисдикцией другого государства (в зданиях дипломатических миссий, резиденциях их глав, военных кораблях и самолетах, военных лагерях).
Предоставление убежища осуществляется в порядке, определяемом правительством; решение об этом принимается территориальным органом исполнительной власти по заявлению гражданина с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории страны. Временное убежище может быть предоставлено, если имеются основания для защиты человека, а также из гуманных соображений.
Российская Федерация предоставляет убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим защиту на ее территории, путем признания беженцем; предоставления временного убежища; предоставления политического убежища.
Основания и порядок признания иностранных граждан и лиц без гражданства беженцами на территории Российской Федерации определены Федеральным законом «О беженцах» в редакции Федерального закона от 28 июня 1997 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О беженцах», которым также установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статус беженца — это правовое положение (совокупность прав и обязанностей) лица, которому Российской Федерацией предоставлена защита от преследований, которым он подвергался в стране своей гражданской принадлежности или обычного постоянного места жительства по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.
Лицо, признанное беженцем, документируется на территории Российской Федерации удостоверением беженца, а для выезда за рубеж -проездным документом беженца. Статус беженца имеет ограниченный срок действия — до трех лет. На основании ст. 12 Федерального закона «О беженцах» Российская Федерация в некоторых случаях предоставляет иностранным гражданам временное убежище. Этот вид убежища, как правило, может быть предоставлен лицам, которые не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Основанием для предоставления временного убежища могут служить: тяжелое состояние здоровья лица, продолжающаяся гражданская война или вооруженный конфликт, охватывающие всю территорию государства гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства) лица, что не позволяет осуществить выдворение (депортацию) данного лица.
Российская Федерация, также являясь участницей ряда европейских конвенций, несет обязательства в области защиты прав человека. Так, в соответствии с Международной конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Россия обязалась не высылать, возвращать или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток. В этой связи наличие реальной угрозы для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства) стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания вследствие существования в данном государстве постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека (в том числе внесудебного лишения жизни или свободы) является основанием для предоставления этому лицу временного убежища на территории Российской Федерации.
По состоянию на 01.06.2004 г. 1122 гражданина из 17 иностранных государств (из стран дальнего зарубежья — 1108 человек, в том числе из Афганистана — 1082 человека) пользуются в Российской Федерации временным убежищем.
В исключительных случаях Российская Федерация на основании ст. 63 Конституции РФ предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства политическое убежище.
Предоставление политического убежища на территории Российской Федерации производится Указом Президента Российской Федерации и регламентируется Положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 1 декабря 2003 г. № 1417).
Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности (обычного места жительства) за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.
При предоставлении политического убежища учитываются государственные интересы Российской Федерации.
Источники: Вестник УВКБ ООН в Российской Федерации / Федеральная служба МВД РФ. 2004. № 1, апрель— июнь. С. 4 — 5; Положение беженцев в мире. Пятьдесят лет гуманитарной деятельности / Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). 2000. С. 169; Юдина Т.Н. Социология миграции: Учебное пособие. М., 2005. С. 247.
Источник: Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие