та или иная форма включения исполнительского персонала организаций, населения в деятельность по управлению. При расширении У. в у. цели эффективности совпадают с задачами развития демократич. форм управления. В России сложились различн. пути расширения и организационного закрепления участия рабочих, мастеров, инженерно-технич. работников в принятии общезаводских решений: выборность и выдвижение коллективами подразделений и предприятия в целом руководителей разного уровня и участие в их аттестации, обсуждение в цехах и отделах нек-рых приказов в процессе их подготовки, советы трудовых коллективов и пр. Соц.-психологич. механизм возникающего эффекта проявляется в том, что создание для работника возможностей реально воздействовать на решения дел коллектива способствует удовлетворению потребностей личности в самоактуализации, творчестве, а также повышает заинте ресованность в производственной деятельности и удовлетворенность трудом. Отсюда возникает стремление к увеличению своего вклада и обществ. активности. Важнейшим узлом управленч. деятельности где участие трудящихся особенно значимо является решение. Однако существуют целые группы работников, к-рые профессионально занимаются производством решений. Это руководители разных рангов. Демократич. же участие трудящихся в управлении означает вклад каждого или большинства работников в управленч. решение за рамками своих должностных обязанностей. Этот вклад может быть сделан как прямым путем, так и через обществ. организации. В таком смысле У. в у. можно описать целым рядом важных показателей. Прежде всего это определенные условия, способствующие или не препятствующие участию различн. категорий работников в управлении. Особое значение имеет информация, к-рой располагает работник в связи с каждым данным решением. Причем речь идет об информации, касающейся к.-л. организационного целого (бригады, цеха, завода), обладание к-рой позволяет работнику компетентно судить в соответствующих масштабах. Этот показатель можно назвать уровнем производственной осведомленности. Достигается он различи. путями. Информация к каждому работнику должна поступать организованно, т. е. по открытым каналам и систематически. Это характерно для развитого, демократич. управления. В ряде случаев информация добывается самостоятельно, через запросы, через коллег и т. д. Важным источником производственной осведомленности является наблюдение работников за работой своего коллектива. К организационным условиям участия работника в управлении относится и определенный психологич. "климат". Далее, У. в у. зависит от мотивов, побуждающих работника к вкладу в управленч. решение. Иначе говоря, существуют определенные стимулы, регулирующие поведение работника в этой сфере, напр., экономич. заинтересованность. Известно также, что каждый член коллектива ведет себя и в соответствии с групповыми ожиданиями, отношением к нему коллектива. У. в у. должно стимулироваться и требованиями обществ. организаций, в к-рые включен практически каждый. Кроме того, стремление к У. в у. может быть вызвано желанием удовлетворить потребности личности в самореализации, самоутверждении, творчестве. Несомненна роль и гражданских побуждений, вызванных осознанием себя частью об-ва в целом, ответственностью за весь коллектив. Различен масштаб вклада работников в управленч. решение. В пределах своего микроколлектива (бригады) участие в управлении наиболее вероятно и эффективно. При этом следует учитывать и сферу производимого работниками вклада в принятие решений, будь то производственно-технич., организационные, экономим, или соц-психологии, вопросы. Оценка степени и характера участия в управлении должна учитывать и вид вклада работника в принимаемое решение. В частности, это могут быть позитивные предложения с учетом того, оказываются они принятыми или нет; возражения - рассмотренные или нет; наконец, простое согласование, когда какое-то решение принимается с ведома коллектива или отдельных его членов. Показательным является источник формирования решения: принят ли коллективом подготовленный вариант решения без изменений, или уже первый вариант готовился коллективно, или же обсуждение внесло существенные поправки. Эта сторона участия коллектива в управлении характеризует степень активности (пассивности) работников на первой, часто решающей стадии принятия решения. Очевидно также значение такого показателя, как результативность принятых с участием коллектива решений, имея в виду осуществляемость этих решений. Из них следует выделить группы решений, выполненных с изменениями (с учетом того, от кого они исходили); группы невыполненных решений. Интересным при этом может оказаться соотношение осуществляемости сходных решений, принятых с участием коллектива и руководителями единолично. Заслуживает внимания определение субъекта У. в у. В качестве такового выступают как обществ. организации, так и отдельные работники или группы. Понятно, что чрезмерная "заорганизованность" механизма участия коллектива в управлении только через представительство, напр., руководителей профсоюзной организации сдерживает активность остальных работников. Наконец, важно выделить и нек-рый интегральный показатель, характеризующий в целом уровень участия трудящихся в управлении предприятием. A.M. Пригожин.
УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ
УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ
Источник: Российская социологическая энциклопедия
УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ
действия индивида, социальной группы по выполнению, совместно с органами управления, отдельных управленческих функций. Социологический анализ участия в управлении, во многом, сформировался в период смены парадигм социального управления: с преимущественно субъект- объектной на субъект – субъектную.При этом исследователи не принимали во внимание феномен синкретизма власти,собственности и управления.Участие в управлении автоматически означало прислужничество власть имущим, неучастие-отчуждение от власти. В западной социологии взаимодействие между объектом и субъектом управления трактовались двояко. Согласно первой точке зрения, которая восходит к Платону и Аристотелю, существует необходимость подчинения индивида правящей власти. Соответственно, в субъект - объектную модель управления закладывалосьь «подчинение» индивида власти, усвоение им целей и ценностей, декларируемых правящим режимом. Субъект - объектная система управления через акт участия создаёт психологическую установку добровольности принятия норм и ценностей господствующей элиты. Такое понимание участия вытекает из трактовки индивида (социальной группы) как элемента системы управления, который не является его целью, а служит, лишь, средством поддержания отношений господства - подчинения. Данной точки зрения придерживаются бихевиористы Ч. Мерриам, Г. Лассуэл и создатели системного подхода к управлению Г. Алмонд, С. Верба, М. Дойч и т.д. Иная точка зрения на проблему взаимоотношений управляемой и управляющей подсистем в системе управления отражает модель «интереса», в которой потребности и интересы личности ставятся выше интересов властвующих структур. Ее разрабатывали А. Смит, Г. Спенсер и другие мыслители, рассматривавшие человека как существо рациональное, движимое во всех своих поступках интересами. Сторонники этой версии видели сущность взаимодействия власти и индивида в том, что последний не является пассивным объектом влияния управляющей подсистемы, его активность обусловлена интересами, способностью действовать осознанно при поддержке этноса, класса, политической партии, частью которых он может выступать. Эта версия взаимодействия субъекта и объекта управления разрабатывалась в рамках теории конфликта (Г. Моска, Ф. Паркин, У. Гуд, П. Блау), теории плюрализма (Л. Даймонд) и др. Резюмируя, следует отметить,что это был промежуточный этап в переходе от рассмотрения участия как необходимого признака поддержания правящего режима власти и управления, к рассмотрению участия как ключевого элемента воздействия на управляющую систему на основе права реализации своих интересов. В отечественной социологии научный анализ участия в управлении, также был сопряжен с анализом функционирования системы управления в обществе и характером взаимодействия ее основных компонентов – населения и органов власти различных уровней.
Научные разработки советского периода слабо способствовали развитию теории участия. Понятие «участие» сводилась к таким категориям как «социальная активность» и «социальные инициативы». Существовавшая доктрина тотального вовлечения населения в управлении государством в реальности не давала возможности подлинного участия, оставаясь по факту номинальной. В соответствии с теориями, господствовавшими в отечественной науке, развивались и формы вовлечения населения в управленческий процесс – советы народных депутатов и народный контроль. К случаям «прямого» участия можно отнести такие формы как всенародное обсуждение, народное собрание и выборы. Научное осмысление данной проблематики получает новое развитие в конце 1960-х – начале 1970-х. С утверждением необходимости развития в обществе самоуправленческих начал по-другому стал рассматривается и объект управления – население. «Роль объекта не пассивна, она не сводится лишь к сигнализации субъекту о выполнении или не выполнении решений сверху», утверждал основоположник теории социального управления В.Г. Афанасьев, «объект может сделать свое решение, выйти из рамок предписанных свыше норм, показателей. Объект может проявить инициативу, самостоятельность в поисках и использовании конкретных путей и средств реализации решений, предложить собственные альтернативы и т.д.». В трактовку социального управления стало закладываться диалектическое взаимодействие субъекта и объекта. В настоящее время актуальность проблемы участия в управлении рассматривается как одно из важнейших направлений реформирования отечественной системы управления. В основе этого движения лежит признание того, что без широкого участия граждан в управлении, а не только в выборах органов власти, невозможно достижение общественного согласия, более того, возникновение и воспроизводство гражданского общества. Радикальным (парадигмальным) решением этой проблемы является переход с субъектно-объектной модели социального управления на субъектно-субъектную модель. Как утверждает А.В. Тихонов, существует потребность «смены инструментальной парадигмы управления, использующей субъектно-объектную модель, на модель более адекватную новому представлению о социальной реальности, в которой субъект управления выступает только одним из субъектов самоорганизующегося процесса совместной деятельности людей». Одной из разрабатываемых сегодня концепций, ориентированных на реализацию субъектно-субъектного подхода, является экоантропоцентричесая парадигма социального познания и социального управления, разработанная Т.М. Дридзе. Эта парадигма способствует интеграции научного знания о природе, человеке и обществе в практику социально-ориентированного управления, предполагающего наличие обратной коммуникативной связи со всеми участниками системы управления. В рамках данной парадигмы демократизацией власти и управления реализуется не только исходя из обеспечения равноправия множеству субъектов социального действия, но и в плане создания условий для их активного участия в выработке управленческих решений, передаче им определенной ответственности за реализацию последних вместе с необходимыми для этого ресурсами. Нужно сказать, что единого подхода как в впрактике социального управления, так и в теориях, к проблеме «участия» ещё не сложилось. Требуются междисциплинарные исслдования связи типов социальных организаций и механихмов перехода к участию в управлении по модели субъект- субъектной парадигмы.
Лит.: Laswell H.D. The Theory of Political Propaganda // Public Opinion. 1996; Parkin F. Marxism and Class Theory. Tavistock, 1979; Аверин А.Н. Субъективные и объективные факторы социального управления. М., 1982; Алмонд Г. Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций // Политология: Хрестоматия. М., 1999; Афанасьев В.Г. Актуальные проблемы научного управления обществом. М., 1975; Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977; Даймонд Л. Прошла ли «третья волна» демократизации // Полис, 1999, № 1; Дридзе Т.М. На пороге экоантропоцентрической социологии // Обществ. науки и современность, 1994, N 4; Дридзе Т.М. Прогнозное социальное проектирование как этап управленческого цикла: от жизненных ресурсов человека к социальным ресурсам общества // Прогнозное социальное проектирование. М., 1994; Моска Г. Правящий класс // Социол. исследования, 1994, № 10; Основин В.С. Основы науки социального управления. Воронеж, 1971; Тихонов А.В. Управление как персонофицированная социальная реальность: познавательный аспект // Управление: социально-философские проблемы методологии и практики. СПб., 2005. А.А. Мерзляков
Научные разработки советского периода слабо способствовали развитию теории участия. Понятие «участие» сводилась к таким категориям как «социальная активность» и «социальные инициативы». Существовавшая доктрина тотального вовлечения населения в управлении государством в реальности не давала возможности подлинного участия, оставаясь по факту номинальной. В соответствии с теориями, господствовавшими в отечественной науке, развивались и формы вовлечения населения в управленческий процесс – советы народных депутатов и народный контроль. К случаям «прямого» участия можно отнести такие формы как всенародное обсуждение, народное собрание и выборы. Научное осмысление данной проблематики получает новое развитие в конце 1960-х – начале 1970-х. С утверждением необходимости развития в обществе самоуправленческих начал по-другому стал рассматривается и объект управления – население. «Роль объекта не пассивна, она не сводится лишь к сигнализации субъекту о выполнении или не выполнении решений сверху», утверждал основоположник теории социального управления В.Г. Афанасьев, «объект может сделать свое решение, выйти из рамок предписанных свыше норм, показателей. Объект может проявить инициативу, самостоятельность в поисках и использовании конкретных путей и средств реализации решений, предложить собственные альтернативы и т.д.». В трактовку социального управления стало закладываться диалектическое взаимодействие субъекта и объекта. В настоящее время актуальность проблемы участия в управлении рассматривается как одно из важнейших направлений реформирования отечественной системы управления. В основе этого движения лежит признание того, что без широкого участия граждан в управлении, а не только в выборах органов власти, невозможно достижение общественного согласия, более того, возникновение и воспроизводство гражданского общества. Радикальным (парадигмальным) решением этой проблемы является переход с субъектно-объектной модели социального управления на субъектно-субъектную модель. Как утверждает А.В. Тихонов, существует потребность «смены инструментальной парадигмы управления, использующей субъектно-объектную модель, на модель более адекватную новому представлению о социальной реальности, в которой субъект управления выступает только одним из субъектов самоорганизующегося процесса совместной деятельности людей». Одной из разрабатываемых сегодня концепций, ориентированных на реализацию субъектно-субъектного подхода, является экоантропоцентричесая парадигма социального познания и социального управления, разработанная Т.М. Дридзе. Эта парадигма способствует интеграции научного знания о природе, человеке и обществе в практику социально-ориентированного управления, предполагающего наличие обратной коммуникативной связи со всеми участниками системы управления. В рамках данной парадигмы демократизацией власти и управления реализуется не только исходя из обеспечения равноправия множеству субъектов социального действия, но и в плане создания условий для их активного участия в выработке управленческих решений, передаче им определенной ответственности за реализацию последних вместе с необходимыми для этого ресурсами. Нужно сказать, что единого подхода как в впрактике социального управления, так и в теориях, к проблеме «участия» ещё не сложилось. Требуются междисциплинарные исслдования связи типов социальных организаций и механихмов перехода к участию в управлении по модели субъект- субъектной парадигмы.
Лит.: Laswell H.D. The Theory of Political Propaganda // Public Opinion. 1996; Parkin F. Marxism and Class Theory. Tavistock, 1979; Аверин А.Н. Субъективные и объективные факторы социального управления. М., 1982; Алмонд Г. Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций // Политология: Хрестоматия. М., 1999; Афанасьев В.Г. Актуальные проблемы научного управления обществом. М., 1975; Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977; Даймонд Л. Прошла ли «третья волна» демократизации // Полис, 1999, № 1; Дридзе Т.М. На пороге экоантропоцентрической социологии // Обществ. науки и современность, 1994, N 4; Дридзе Т.М. Прогнозное социальное проектирование как этап управленческого цикла: от жизненных ресурсов человека к социальным ресурсам общества // Прогнозное социальное проектирование. М., 1994; Моска Г. Правящий класс // Социол. исследования, 1994, № 10; Основин В.С. Основы науки социального управления. Воронеж, 1971; Тихонов А.В. Управление как персонофицированная социальная реальность: познавательный аспект // Управление: социально-философские проблемы методологии и практики. СПб., 2005. А.А. Мерзляков
Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.