речь пойдёт о развитии отечественной социологии управления как учебной дисциплины на примере одной из работ этого профиля, написанной чл.-кор. РАН, редактором журнала “СОЦИС” Ж.Т. Тощенко. Для выделения именно этой публикации в нашем Словаре, есть веские основания. Еще в 1994 году в учебнике по общей социологии, автором которого является Ж. Т. Тощенко, была представлена социология управления как отраслевая научно- исследовательская и учебная дисциплина. Толчком к ее развитию послужил "круглый стол" по теме "Актуальные проблемы социологии управления", проведенный по его инициативе в журнале “СОЦИС” в 1998году, где были сделаны выводы о нецелесообразности бездумного клонирования западного управленческого опыта и об ограниченных возможностях трактовки нарождающейся отечественной социологии управления как “социологической надстройки над менеджментом”. Позднее эта точка зрения стала почти общепризнанной. Одновременно было зафиксировано, что в России пока нет своей концептуальной " модели" для проведения теоретических и прикладных исследований проблем управления в новых социально-экономических и политических условиях. Напомним читателям, что это было время дефолта и самых отвратительных проявлений в новой России нравов”дикого капитализма.” Наиболее дискуссионными были тогда, и, во многом, остаются сейчас, определения объекта и предмета новой дисциплины, вопросы создания специализированного понятийного аппарата. До сих пор нет четкого определения управления в общей социологии, нет общепринятого разделения понятий теории и практики управления, социологии управления и социального управления, социологии управления и социологии организаций и, наконец, разделения социологии управления как учебной и научно-исследовательской дисциплины. Учебник Ж. Т. Тощенко призван помочь поискам конструктивного подхода к проблемам социологии управления на современном этапе. Самое существенное в нем - выделение проблемного поля социологии управления, отличное от сферы действия социального управления и социологии менеджмента (с. 42 - 43). Если в подходе со стороны социального управления делается акцент на его общефилософском анализе как целесообразной деятельности людей, на логико-семантическом объяснении сущности управления и на существующих проблемах (с. 34), то в социологии менеджмента речь идет о проблемах регулирования социально- экономических процессов в бизнес- организациях (с. 37), если строго следовать представлениям П. Друкера о менеджменте. Автор акцентирует внимание на понимании социологической сущности проблем управления и на предметной области соответствующей научной дисциплины. Для Ж.Т. Тощенко, в рамках разработанной им концепции социологии жизни, социология управления - "это наука о реализации общесоциологической установки об обществе в его социально-человеческом обличье" (с. 43). С этих позиций, ее основными проблемами являются: а) социальное положение человека в структурах управления; б) управление человеком с опорой на его возможности, заложенные в сознании и поведении; в) его соучастие, сопричастность к управленческим функциям; г) механизм воздействия на людей (т.е. использование тех методов и средств, которые наиболее адекватны объективным и субъективным потребностями и др.), д) последовательность операций, которые необходимо осуществить для достижения поставленных целей. Поскольку, по мнению Ж.Т.Тощенко, в социологии управленческие процессы рассматриваются с точки зрении социального взаимодействия участвующих в них людей, объединенных в различные группы, логическим основанием систематизации ее понятийного аппарата можно считать социальные феномены, регулирующие характер этого взаимодействия и составляющие опорные точки управленческого воздействия на него. В качестве теоретического объекта выступают организации, отношения в них и механизмы регуляции, в том числе, с моей точки зрения, и регуляции управленческого типа. Предметом социологии управления, при таком подходе, выступает управленческий цикл, организующий сознание и поведение участников в конкретных условиях. Этот цикл, построенный на представлении о последовательном восполнении субъектом управления обязательного набора функций, является теоретической идеализацией. Ее приложение к реальности позволяет делать выводы об управляемости того или иного процесса в зависимости от полноты, последовательности и степени выполнения этих функций. Этот подход открывает большие возможности для построения учебных курсов, не теряя из виду целостного представления о проблемах управления. Идея выделения функций управления заложена в работах В. Г. Афанасьева , но в социологической трактовке Ж.Т. Тощенко, она превратилась в категориальный аппарат социологии у4правления как научной и учебной дисциплины.. Содержание книги намного шире выделенных нами акцентов. В первом разделе читатель найдет много полезного материала: от генезиса концепций и теорий управления до формулировки основных типов управления, обусловленных общественным развитием. Второй раздел полностью посвящен управленческому циклу, его функциям. Неожиданно для читателя, социология организаций, рассматривается здесь как отдельная подсистема социологии управления. Раздел "Человеческий фактор управления" либо отсутствует в других учебниках по социологии управления, либо не имеет концептуальных оснований. У Ж.Т. Тощенко он представляет центральное звено в предметной области этой дисциплины и вытекает из базисных положений социологии жизни. Отметим также, что автор уделяет особое внимание отечественным школам и моделям управления, особенно идеям В. В. Щербины. по проблемам функционирования и развития социальных организаций. В то же время нельзя требовать, что бы учебник отвечал всем требованиям к становлению в нашей стране новой научной дисциплины. В методологическом разделе,например, остается дискуссионным вопрос о том, как понимается управление с социологической точки зрения наряду с его трактовкой в философии, кибернетике, синергетике, в системном анализе. Полезно было бы показать различия в подходах к проблемам управления между психологией, экономикой, культурологией, правоведением и социологией управления. Не затронуты и специфические методы исследования, которые применяются в социологической практике, как и сама эта практика. И главное: не обобщены результаты многочисленных эмпирических исследований проблем управления. Если говорить о становлении российской модели управления в терминах ее институционализации, то необходимо рассматривать и проблему инфраструктуры, то есть формирования управленческих команд, использования возможностей системы образования и управленческого консалтинга. При всём при этом учебник, благодаря высокому уровню обобщения российского и мирового опыта управленческой и социологической мысли, является важной вехой в становлении отечественной социологии управления.
Лит.: Т о щ е н к о Ж. Т. Социология управления. Учебник. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2011: Тихонов А.В. От социологии менеджмента к социологии управления // СОЦИС N 2. 2011 А.В. Тихонов
УЧЕБНИК ПО СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
УЧЕБНИК ПО СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.