УЭЙГЕРТ Эндрю

Найдено 1 определение
УЭЙГЕРТ Эндрю
(р. 1934) - американский социолог, представитель феноменологического подхода в социологии религии. Получил экономическое образование в университете г. Сент-Луис, преподавал в католической школе ордена иезуитов в Пуэрто-Рико, затем изучал антропологию в Колумбийском университете. Особое влияние на его взгляды в начале научной деятельности оказали труды Бергера и Лукмана. В 1968 г. защитил докторскую диссертацию по социологии (в университете штата Миннесота), посвященную взаимоотношениям семьи как социального института и религии. У. критично относился к позитивистски ориентированной «научной риторике», принятой в исследовательской лексике социологии. По его убеждению, задача социолога - в наблюдаемых процессах выяснять жизненные смыслы (индивидуальные и групповые) их конкретных участников. Это требует использования в научных процедурах языка, культурных кодов и значений из сферы повседневности, где и генерируется тот или иной тип социальных действий (об этом У. писал в труде «Социология повседневной жизни» (1981) и других работах). В этом плане наиболее методологически эффективной У. считал феноменологическую социологию А. Шютца (18991959). Применяя его подход к исследованию религии, У. разработал систему измерений религиозности. Она основана на выявлении тех показателей «жизненного мира» верующих, которые свидетельствуют о степени включенности в практики религиозные и деятельность объединений религиозных. Ключевым показателем здесь является, считал У., собственное представление людей об их идентичности религиозной. основанное на совпадении вероисповедания с мотивацией их личного существования. Расширяя предметную область своих исследований, У. обратился к религиозному аспекту взаимодействия различных социокультурных паттернов. Он изучал интеграцию светских наук в систему конфессионального (католического) образования и ее последствия для сознания и поведения учащихся; исследовал распространение нротестанской церковности среди мексиканских иммигрантов в США; рассматривал возможные трансформации эсхатологических воззрений христиан в условиях угрозы применения ядерного оружия. Принципиальным выводом из исследований У. стало утверждение о непродуктивности попыток построить общую универсальную модель, объясняющую социальную роль и функции религии. Субъективные смыслы каждой конкретной группы религиозной соответствуют именно ее «жизненному миру» и могут столь существенно отличаться от других, что их невозможно безоговорочно редуцировать к какому-то усредненному образу. У. осторожно отнесся к концепции «невидимой религии» Т. Лукмана, полагая ее, как любое абстрактно выведенное объяснение, плохо согласующейся с действительным состоянием самосознания верующих и лишь ограниченно применимой для некоторых обобщений. Ряд работ У. посвящен сравнительному изучению «стилей веры» (faithstyle) разнообразных религиозных сообществ, поиску критериев различения религиозных и псевдорелигиозных явлений (см. Квазирелигии), применению методики измерений религиозности к литургической практике, анализу причин и содержания фундальентализма религиозного в современном обществе.

Источник: Социология религии. Словарь.