УГРИНОВИЧ Дмитрий Модестович
УГРИНОВИЧ Дмитрий Модестович
(1923-1990) -советский философ и религиовед, специалист в области теоретической социологии религии, профессор Московского государственного университета (МГУ). Окончил философский факультет и аспирантуру МГУ (1953), преподавал там же на различных кафедрах. Вице-президент (1970-1978) и член исполнительных органов Исследовательского комитета по социологии религии Международной социологической ассоциации. Содержание научной деятельности У. определялось марксистским (см. Маркс) подходом к пониманию происхождения и сущности религии. С этих позиций им рассматривались вопросы общетеоретического исследования религии («О специфике религии», 1961; «Философские проблемы критики религии », 1965; статья «Сущность первобытной мифологии и тенденции ее эволюции», 1980) и отдельных тематических его направлений («Искусство и религия», 1963 и 1982; «Психология религии», 1986). анализировались теологические концепции (статьи «Злоключения современной теологии», 1963; «Попытки “экзистенциальной” интерпретации христианства», 1966; «Безрелигиозное христианство Д. Бонхеффера и его продолжателей», 1968), предлагалось решение прикладных проблем научного атеизма (статья «Атеистическое воспитание и преодоление религиозной психологии», 1963; «Обряды: за и против», 1975). Совокупность принципиальных взглядов У. на природу сознания религиозного, гносеологические, психологические и социальные корни религии, ее основные элементы и функции была изложена в труде «Введение в теоретическое религиоведение» (1973). В отличие от религиоведения исторического, т. е. истории различных религий, к теоретическому религиоведению У. отнес философию, психологию и социологию религии. В ряде публикаций У. проводилась попытка теоретического обоснования социологического подхода к религии на марксистско-ленинской методологической основе (статьи «Религия как предмет марксистского социологического исследования», 1966; «О критериях религиозности и их применении в процессе социологических исследований», 1967; «Религия как предмет социологического исследования», 1970; «Принципы анализа религиозности и атеистичности в социалистическом обществе», 1982). Вопрос самоопределения советской социологии религии рассматривался У. через обозначение ее отличия от зарубежной немарксистской («Религия и общество. О некоторых тенденциях в современной буржуазной социологии религии», 1971; статьи «VII Международный социологический конгресс. Проблемы социологии религии», 1971, в соавт.; «Функционализм в современной американской социологии религии», 1976; «Современная англо-американская социология религии: Основные направления и проблемы», 1981). В конце 1970-х годов У. разработал типологическую схему мировоззренческих групп, исходя из их отношения к религии и атеизму. Он предложил выделять шесть основных групп (глубоковерующие, верующие, колеблющиеся, индифферентные, пассивные атеисты, активные атеисты), определив для каждой из них общие характеристики сознания и поведения, а также эмпирические признаки принадлежности. Данная типология была рекомендована секцией социологии религии и атеизма Советской социологической ассоциации как основа для составления программ социологических исследований с целью получения сопоставимых результатов. В обобщенном виде взгляд на основные проблемы и методологические принципы социологического анализа религии был представлен У. во втором, значительно измененном и дополненном издании его монографии «Введение в религиоведение» (1985), практически половина содержания которой посвящена социологической тематике.
Источник: Социология религии. Словарь.