УЙЛСОН Брайэн Роналд
УЙЛСОН Брайэн Роналд
(1926-2004) - британский социолог, профессор Оксфордского университета, в 1971-1975 гг. был президентом Международного общества социологии религии. У. получил экономическое образование в Лондонском университете (1952), затем занимался научной и преподавательской работой в университете г. Лидс и Лондонской школе экономики. С 1962 г. преподавал в Оксфорде, периодически участвуя как исследователь или приглашенный лектор в работе научных центров за рубежом. В 1992 г. за заслуги в области социологии религии У. стал почетным доктором Католического университета в Лувене (Бельгия). Ведущей темой научных исследований У. было современное религиозное сектантство. Первоначально он занимался изучением групп религиозных сектантского типа, возникших в среде позднего протестантизма («Христианская наука», кристадельфиане, пятидесятничество). Этой теме посвящены его докторская диссертация (1955), статья «Анализ развития сект» (1959), монография «Секты и общество: социологическое изучение трех религиозных групп в Британии» (1961) и ряд последующих трудов (среди них - «Паттерны сектантства», 1967; «Религиозные секты: социологическое изучение », 1970; «Социальные истоки сектантства», 1990). При анализе рассматриваемого материала У. методологически руководствовался социологией религии Вебера, стремился освободить научные процедуры от теологических и абстрактно-метафизических влияний. Принципиальными исследовательскими установками У. изначально стали принципы объективности и оценочной нейтральности. Полученные результаты позволили ему уточнить типологические характеристики религиозного сектантства, дать более полное объяснение, нежели в трактовке Нибура, свойствам и динамике деноминаций. У. отказался от однозначного толкования деноминаций как некоего переходного состояния между сектой и церковью. По его наблюдениям, деноминации обладают набором таких свойств, которые позволяют им существовать, отличаясь от сект, но и не перерастая в церкви. Деноминации свободны от сектантской исключительности, замкнутости, строгой регламентации. Твердость в вероисповедании не обязывает их членов к жесткому противостоянию иным религиозным традициям. Проведя сравнительный анализ генезиса и эволюции объединений религиозных в современном обществе, У. предложил также различать собственно секты религиозные и новые религиозные движения (НРД). В дальнейшем он расширил сферу своих исследований, включив в нее и разного рода культы нетрадиционные. Под редакцией и с авторским участием У. в 1981 г. вышел коллективный труд «Социальное влияние новых религиозных движений», представивший основной спектр подходов к изучению НРД в социологии религии того времени. В работе самого У. «Социальные измерения сектантства: секты и новые религиозные движения в современном обществе» (1990) научное изучение НРД было охарактеризовано как одна из академических задач социологии религии. У. категорически отвергал «антисектантские» и «антикультистские» позиции за их необъективное и предвзятое отношения к НРД. Адекватное описание НРД возможно, по убеждению У., только при тщательном изучении документальных материалов этих движений и непосредственных исследовательских контактах с последователями учений (наблюдения, с их согласия, собраний, служений, домашнего поведения и т. д.). Сам У. проводил такую работу в среде некоторых НРД и меньшинств религиозных в разных странах мира (в Бельгии, Гане, США, Японии). Совместно с Доббелером У. провел исследование общин необуддийского движения Сока Гаккай в Великобритании (1994). Особенностью его подхода было включение в предметную область социологического исследования НРД обстоятельств их правового положения и отношения к ним со стороны государства. Другим магистральным направлением теоретической деятельности У. было социологическое объяснение современного общественного положения религии в целом. В качестве главного предмета здесь он выделял процесс секуляризации (например, в работе 1966 г. «Религия в секулярном обществе »). Рассматривая содержание и функциональные аспекты секуляризации, У. пришел к выводу, что она является необходимым моментом в развитии религиозной жизни индустриально развитых обществ. В условиях практически повсеместного кризиса прежних моделей вероисповедания (беспомощность традиционных религий перед глобальными проблемами современности, внутренние конфликты, отступничество) секуляризация освобождает религию от дискредитирующей избыточной вовлеченности в профанное. Связанная с секуляризацией светская рациональность, подобно забастовкам в экономической сфере, помогает выявить дисфункции традиционных институтов религиозных, дать им новый импульс, расчистить дорогу основанной на свободных религиозных началах общественной добродетели («Современные трансформации религии», 1976). Обобщающим трудом в этом
Источник: Социология религии. Словарь.