УИТНОУ Роберт

Найдено 1 определение
УИТНОУ Роберт
(р. 1946) - американский социолог и исследователь религии, профессор и директор Центра изучения религии в США при Принстонском университете. Окончил Калифорнийский университет в Беркли, где его научными руководителями были Белла и Блок. Гам же в 1975 г. защитил докторскую диссертацию по социологии религии, посвященную проблемам секуляризации в современном обществе. Был ответственным секретарем американского Общества научного изучения религии (1978-1981) и Ассоциации социологии религии (1987-1990). В 1995 г. избирался руководителем секции социологии религии в Американской социологической ассоциации. В работах У. 1970-х годов основное внимание уделялось духовным трансформациям в современном социуме. По его мнению, основанному на результатах социологического обследования в Сан-Франциско, нельзя утверждать о существовании упадка духовной жизни в постиндустриальном обществе. Речь может идти, скорее, о ее переустройстве («Реформация сознания», 1976). Утрата прежнего влияния традиционных религий, различные мировоззренческие проявления контркультуры, возникновение новых религиозных движений (НРД) свидетельствуют о массовом поиске альтернативных «систем значений» (meaning systems), которые удовлетворяли бы духовным запросам современного человека. Динамику этого поиска У. описывает как переход от теистических установок к неомистицизму (см. Мистика) и от индивидуализма к социальному сциентизму (упованию на могущество социальных технологий). Продолжая эту тему в труде «Религиозное экспериментирование в Америке» (1978), он высказал сомнение в том, что понаправлении стала широко известная книга У. «Религия в социологической перспективе» (1982). кидающие традиционные церкви люди обязательно переходят в какие-либо НРД. Спектр духовного выбора оказывается намного шире, не ограничиваясь только нетрадиционными религиями. В нем присутствуют также гражданская религия, публичная религия, разные формы культурного самовыражения (включая «массовую культуру»), экологическая идеология и многое другое. Возможности социальной, трудовой и прочих видов мобильности позволяют отказаться от «оседлой прикрепленности» к переставшим быть приемлемыми вероисповеданиям и стимулируют «кочевые» искания в «духовном поле». Ведущей темой исследований У. стало общее состояние религиозности в США. Эта тема рассматривалась им в нескольких пространных трудах 1980-1990-х годов - «Религиозное переустройство Америки: общество и религиозная вера после Второй мировой войны» (1988), «Борьба за душу Америки: евангелисты, либералы и секуляризм» (1989), «Духовность в Америке после 1950 г.» (1998). Структуру духовной жизни США У. описывал как взаимодействие различных паттернов символизации жизненных устремлений американцев. Религия является одним из таких паттернов, символически выражающим веру в сверхъестественное и трансценденталистские установки сознания. В современном американском обществе, замечает У., происходит упадок традиционной модели религиозной жизни, границы религии размываются, возникают «пограничные» между ней и другими паттернами духовные образования. Внутри самой религии (У. рассматривает преимущественно христианство) утрачивается былое значение межконфессиональных расхождений, в большей мере влияние на отношения между группами религиозными оказывают вневероисповедные интересы их участников (склонность к либерализму или к консерватизму в политике и пр.). Тем не менее, как подчеркивал У., не наблюдается ни катастрофического снижения религиозности, ни упорного сопротивления религиозных традиционалистов общественному прогрессу. Чтобы понять действительный смысл сложившейся религиозной си ту ации, У. предлагает пересмотреть некоторые устоявшиеся представления о процессе секуляризации. Собственную позицию по этому поводу он сформулировал еще в статье «Новые паттерны секуляризации» (1976). С его точки зрения, секуляризация в современном обществе ныне достигла некоего «порога», за которым вновь началась активизация религиозного фактора («переоткрытие» священного). Это не реанимация прежних образов, а именно новое воззрение, усматривающее священное в окружающей людей повседневности и в их внутренних состояниях. В книге «Переоткрывая сакральное: перспективы религии в современном обществе» (1992) У. поставил вопрос о том, является ли секуляризация свидетельством духовного тупика, осознав который общество стремится к религиозному возрождению, или же она есть необходимый момент развития общества, состоящий в переустройстве его религиозной жизни через избавление от несоответствующих современным потребностям верующих институтов религиозных. Сам У., разделяя точку зрения Бергера, склонялся к позитивной трактовке последствий секуляризации, связывая с ними, например, возросшую активность организаций религиозных и волонтерских групп верующих в сфере социальной благотворительности и в различных общественных инициативах. Добровольное участие религиозных людей в коллективных акциях милосердия делает их более сострадательными и способствует преодолению традиционного для американского образа жизни индивидуализма («Акты сострадания: заботясь о других и помогая себе», 1991). С одной стороны, это участие служит развитию институтов «гражданского общества». С другой стороны, оно наполняет религиозные заповеди любви и милосердия личностным смыслом, т. е. культивирует глубокие религиозные чувства. В то же время, как признает У., нацеленность религиозных групп на мирское благополучие и комфорт вызывает опасение в смещении акцентов их деятельности от духовного к материальному («Бог и маммона в Америке », 1994). Исследуя взаимоотношение религиозности и деловой активности религиозных организаций, У. пришел к выводу о том, что церкви оказываются более эффективными в духовном плане, когда они борются со страданиями обездоленных людей, нежели когда они добиваются собственного экономического процветания («Религия и экономическая жизнь общества», 1994). Работы У. по социологии религии затрагивают, как правило, широкий тематический диапазон. Среди них есть исследование глобальных перспектив христианства («Христианство в XXI веке», 1993), сравнительный анализ распространения плюрализма религиозного в США и за рубежом («Рост протестантизма в Южной Корее», 1995; «Америка и вызовы религиозного многообразия», 2005), характеристика взаимоотношений религиозных традиций и институтов современной демократии («Христианство и гражданское общество», 1996). Под редакцией У. в 1998 г. вышла «Энциклопедия политики и религии», в которой он выступил автором ряда статей о различных аспектах; секуляризации. Подход У. в социологии религии отличает сочетание широкого социокультурного контекста рассматриваемых вопросов с использованием большого массива статистической информации, данных количественных исследований.

Источник: Социология религии. Словарь.