УЛЬЯНОВ (Ленин) Владимир Ильич

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЛЕНИН (УЛЬЯНОВ) ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ
(1870–1924). Теоретик марксизма, деятель международного коммунистического движения. Основатель коммунистической партии России (РСДРП, ВКП(б), КПСС) и советского государства. Как социолог, по словам Н.И. Кареева, Л. ставил и решал социологические вопросы “в постоянной связи с текущими злобами дня, с непосредственными практическими задачами революционной борьбы, с требованиями ее стратегии и тактики, с условиями ее технической стороны”.
В работе “Развитие капитализма в России” (1899), опираясь на конкретные данные, цифровой материал, статистические документы, публикации в прессе Л. выявил объективные характеристики того исторического этапа, который предшествовал крупным революционным событиям в стране в конце XIX — начале ХХ в. Благодаря этому научному исследованию удалось воссоздать в динамике реальную картину жизни русского крестьянства во всей ее сложности и многообразии и вскрыть глубинные механизмы распада общинного уклада. С точки зрения социологии интерес представляют методы, которые используются Л. при анализе обсуждаемых явлений и событий жизни.
В статье “Статистика и социология” он обосновывает свое отношение к статистике как одному из важнейших средств, используемых в работе социолога, определяет ее методологические функции и предупреждает об опасности превращения статистики в самоцель. Обращается внимание на то, что объективность исследования предполагает обращение ко всей совокупности фактов и целостный подход к изучаемым явлениям. Особо подчеркнута несовместимость научного исследования с умозрительными подходами, обязательность обращения к конкретному материалу. Социологический анализ условий труда рабочих, национальных отношений, других событий общественной жизни, проведенный Л., нуждается в дальнейшем изучении, несмотря на то, что он не создал специальных работ, в которых было бы представлено в систематизированном виде содержание социологии как науки.
В трудах, посвященных вопросам теории и практики марксизма, Л. ставил и решал важные для развития социологии проблемы: важность идеи материализма в социологии, ее предмет, значение статистики для социологических исследований, закономерности социального развития, классы, государство, кооперация, роль интеллигенции в обществе и др.

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

ЛЕНИН (УЛЬЯНОВ) Владимир Ильич
1870-1924) - русский соц. теоретик и политолог. Им впервые поставлены нек-рые теоретич., методология, вопросы марксистской теории об-ва, но в его работах нет законченной, разработанной концепции социологии как науки. В трудах Л. можно выделить три уровня развития марксистской социологич. мысли: во-первых, разработки общей социологич. теории - историч. материализма; во-вторых, распространение ис-торико-материалистич. подхода на различн. сферы обществ. сознания, надстроечных явлений; в-третьих, Л. проводил исследования прикладного характера, в ходе к-рых им использовались разнообразные приемы сбора соц. информации - от изучения множества статистич. документов, анкет до, как мы сказали бы сегодня, включение наблюдения и контент-анализа. Эти приемы использовались Л. и при создании крупных обобщающих трудов в качестве самостоятельного анализа отдельных явлений и процессов в России. Л. была заложена традиция прикладных социологич. исследований, марксистской методологии. Раскрывая материалистич. содержание понятий "соц. группа", "реальная личность" и соц. действия", Л. сделал важный шаг в развитии социологии. Развивая идеи марксизма, он не только углубил специфич. объективные (роль, условия) и субъективные (интересы) основания вычленения соц. групп как особых соц. систем, но и указал на главный и определяющий признак соц. групп - их принадлежность к определенным соц. классам. По объективным и субъективным основаниям в данном об-ве можно выделить множество соц. групп. Главным же системообразующим признаком при этом является их классовое качество. В трудах. Л. охарактеризована принципиальная противоположность между догматич. дедукцией, к-рая выводит конкретное из "простого логич. развития общей истины", и диалектич. методом в социологии, к-рый проверяет общую истину на конкретном, исследует ее в конкретном, уточняет и обогащает при помощи конкретного. Положение Л. о том, что объектом социологии и социологич. исследований являются не интересы и отношения отдельной личности, а интересы и отношения личностей, обладающих сходными соц. характеристиками и осуществляющих свою жизнедеятельность в исходных объективных условиях, интересы и отношения личностей, проявляющихся в их соц. действиях в особых историч. ситуациях, было важнейшим шагом вперед. Соч.: Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? // Ленин В. И. ПСС, т. 1; Развитие капитализма в России. Там же, т. 3; Государство и революция. Там же. Т. 33. СМ. Брайович, Р.Л. Винклер

Источник: Российская социологическая энциклопедия

УЛЬЯНОВ (Ленин) Владимир Ильич
(1870-1924)-русский политический деятель, теоретик марксизма. Получил юридическое образование экстерном при Петербургском университете (1891). Активный участник революционного движения в России, создатель марксистских кружков, организатор Российской социал-демократической рабочей партии. В 1900- 1905 гг. и 1907-1917 гг. находился в эмиграции. С 1917 г. руководил революционными действиями большевистской партии, явился основателем Советского государства. Автор теоретических и публицистических сочинений по вопросам политики, экономики, марксистской философии и социологии. Социальные процессы рассматривал с точки зрения материалистического понимания истории. В отличие от трактовки марксизма Плехановым, придерживался радикальных взглядов на возможности и перспективы революционного преобразования общества. В подходе У. к проблеме религии и общества материалистическая интерпретация дополняется страстностью партийного полемиста. Социологические вопросы в его произведениях ставились и решались в постоянной связи с непосредственными практическими задачами революционной борьбы, с требованиями ее стратегии и тактики. Столь прикладная мотивация обусловила осознанно избирательное отношение У. к религиозной тематике: прежде всего его интересовала классовая направленность процессов, связанных с религией и организациями религиозными. С одной стороны, У. вполне объективно указывал, что «выступление политического протеста под религиозной оболочкой есть явление, свойственное всем народам, на известной стадии их развития...» («Проект программы нашей партии», 1899). Позднее, в переписке с А. М. Горьким (ноябрь 1913 г.), он признавал, что «было время в истории, когда... борьба демократии и пролетариата шла в форме борьбы одной религиозной идеи против другой». Но это время, по мнению У., давно прошло. Постоянным же остается то, что «никогда идея бога не “связывала личность и общество”, а всегда связывала угнетенные классы верой в божественность угнетателей». Поэтому, с другой стороны, он категорично утверждал: «Когда общество устроено так, что ничтожное меньшинство пользуется богатством и властью, а масса постоянно терпит “лишения” и несет “тяжелые обязанности”, то вполне естественно сочувствие эксплуататоров к религии, учащей “безропотно” переносить земной ад ради небесного, будто бы, рая» («Политическая агитация и классовая точка зрения», 1902). В развитие этого положения звучат афористичные инвективы У. из работы «Социализм и религия» (1905) о социальной роли религии, которая «есть один из видов духовного гнета, лежащий везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством»; «род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь». Настаивая, как и многие иные авторы, на социальной обусловленности религии, У. усматривал социальные корни религии исключительно в «придавленности трудящихся масс», их страхе перед «слепой силой капитала» («Об отношении рабочей партии к религии», 1909). Столь ограниченная характеристика социального смысла религии свидетельствует о явном игнорировании достигнутого к той поре научного видения многозначности функций сакрального в жизни общества. В дальнейшем суждения У. о религии и церкви окончательно подчиняются политическим установкам (статья «О значении воинствующего материализма», 1922 и др.), и это выводит их за пределы социологического дискурса. Догматизированные высказывания У. о религии в советский период составили методологическое основание научно-атеистического религиоведения, определив в том числе направленность социологического изучения религиозности и атеизма в СССР на выяснение путей и средств преодоления религии.

Источник: Социология религии. Словарь.

ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич
1870-1924) - теоретик большевизма, создатель большевистской партии и организатор Октябрьского большевистского (1917) переворота в России. Юрист. В 1891 сдал экстерном экзамены за юридический факультет Петербургского университета. Как профессиональный политик и мыслитель, спорадически касавшийся собственно философских проблем, Л. являет собой представителя того направления общественной мысли России, которое связывало как постановку философских проблем, так и процедуры их разрешения с задачами российского освободительного движения. Философским изысканиям изначально придавался прагматический социальный характер. Являясь безусловным сторонником идей революционизма и позитивности социального насилия, Л. как марксист, в первую очередь, выступал теоретиком и приверженцем учения о классовой борьбе и диктатуре пролетариата. При этом особый акцент Л. делал на признании гражданской войны в качестве необходимого и неизбежного этапа разрешения классовых противоречий в обществе. По сути, классовая борьба трактовалась Л. лишь как эмбриональная стадия гражданской войны. Круг философских интересов Л. был сосредоточен на проблемах философии истории, рассматриваемых с ортодоксальных марксистских позиций. В тех случаях, когда в сфере внимания Л. оказывались гносеологические вопросы, он придавал им статус интеллектуального орудия во внутрипартийной (или даже внутрифракционной) борьбе. Последняя, как правило, характеризовалась Л. как форма разрешения антагонистического классового противоречия. Гносеология для Л. являлась по сути чисто "партийной" дисциплиной: "Я вообще стараюсь читать Гегеля материалистически, т.е. выкидываю большей частью боженьку, абсолют, чистую идею".
Выступая последовательным сторонником целостного, тотального мировоззрения и миропонимания (в том числе и профессиональных), Л. считал, что любая философская школа, допускающая позитивный характер существования религии, в принципе не является научной ("О значении воинствующего материализма", 1922). Будучи приверженцем функционирования большевистской партии на харизматически-вождистских принципах при соблюдении жесткого кадрового отбора, Л. трансформировал учение Маркса о диктатуре пролетариата в идею диктатуры партии - организации революционеров-профессионалов - от имени пролетариата. Апологетика этого тезиса достигала у Л. степени социального расизма. Осознав в процессе катастрофического провала преобразований в русле "военного коммунизма" полную непригодность классического марксизма в деле создания реально функционирующей экономической системы социалистического типа, Л. отметил: "В работах Маркса вряд ли вообще можно найти хотя бы одно слово об экономике социализма - за исключением таких бесполезных лозунгов как "каждый - по способности, каждому - по потребностям!" В ходе разработки сценариев реализации большевистских программ в рамках экономической и политической практики Л. выступал приверженцем волюнтаристских, насильственных методов управления обществом, сочетавших открытый вооруженный и идеологический террор с культивированием и эксплуатацией массового энтузиазма населения при помощи популистских методов. По меткому выражению Н. Бердяева , "Л. не верил в человека. Но он бесконечно верил в общественную муштровку человека". В контексте историко-философского процесса приходится однозначно констатировать, что как интеллектуальная, так и практическая деятельность Л. в России объективно привела к формированию догматизированной, жестко ограниченной рамками ортодоксально трактуемого марксизма философской традиции, постепенно эволюционировавшей в разновидность насаждаемой тоталитарным режимом ангажированной социальной мифологии. Большевизм, Ленинизм, Марксизм-ленинизм.
А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия