Умственная отсталость
Отсталость умственная
нарушение общего развития, психического и интеллектуального, обусловленное недостаточностью центральной нервной системы, имеет стойкий, необратимый характер.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
Умственная отсталость
mental handicap) – термин для обозначения задержки психического развития, сравнительно редко используемый из-за связанной с ним стигматизации.
Многие защитники собственных прав, испытывающие задержки психического развития, выражают несогласие с данным термином, некоторые предпочитают термин «необучаемость».
Многие защитники собственных прав, испытывающие задержки психического развития, выражают несогласие с данным термином, некоторые предпочитают термин «необучаемость».
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Умственная отсталость
mental handicap), недостаточное умственное развитие; характеризуется ограниченным интеллектом и слабой способностью к приобретению социальных и интеллектуальных навыков, необходимых для взрослой жизни. Врожденную У.о., к-рая определяет пожизненную инвалидность, необходимо отличать от душевных (психические заболевания) болезней взрослых людей, часто успешно излечивающихся. В ряде случаев причиной У.о. являются генетические или хромосомные аномалии, нарушение внутриутробного развития, вызванное материнским алкоголизмом или употреблением наркотиков, инфекцией или послеродовой травмой. Уровень У.о., к-рый измеряется при помощи тестов на интеллект, варьируется от ср. (следствие задержки в развитии) до глубокого, предполагающего постоянный уход. В наиб, тяжелых случаях проявляются множественные нарушения: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. В развитых странах ок. 2% нас. страдает У.о., пятая часть — в тяжелой форме. Надежная статистика этого недуга в развивающихся странах отсутствует. Во всем мире осн. нагрузку по уходу за такими людьми несут семьи. Страдающие У.о. способны чувствовать радость и боль, как и все остальные люди, они хотят любить и быть любимыми, остро реагируют на плохое обращение, эксплуатацию. В 19 в. для их пребывания были созданы спец. учреждения по уходу. Позже нек-рые страны стали вводить специальное образование, появились спец. мастерские и жилье. Начиная с 1960-х гг. представители движения за нормализацию в Скандинавских странах и США добиваются того, чтобы люди с У.о. имели возможность вести образ жизни, максимально близкий к образу жизни всего об-ва. Хотя в ряде гос-в продолжает проводиться политика стерилизации людей с таким недугом, в др. признано их право жениться и создавать семьи.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
стойкое психическое недоразвитие, имеющее сложную структуру. При У.о. наблюдаются: ведущая недостаточность познавательной деятельности (в первую очередь абстрактного мышления) и нарушение динамики нервных процессов (инертность психики), а также вторичные отклонения — недоразвитие речи, эмоционально-волевой сферы, отклонения в поведении.
Выделяют две основные формы У.о.: олигофрению и деменцию.
При олигофрении имеет место раннее, обычно внутриутробное недоразвитие головного мозга, обусловленное наследственными влияниями или различными повреждающими факторами окружающей среды, действующими в период внутриутробного развития плода, во время родов и в течение первого года жизни. При олигофрении отсутствует нарастание интеллектуального дефекта. Для олигофрении характерно тотальное недоразвитие всех психических функций с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления. Познавательные нарушения сочетаются с нарушениями моторики, речи, восприятия, памяти, эмоциональной сферы. Недоразвитие познавательной деятельности при олигофрении проявляется в недостаточности логического мышления, инертности мышления. Темп мышления замедлен, отсутствует возможность переноса усвоенного в процессе обучения способа действия в новые условия. В восприятии, памяти, внимании страдают, прежде всего функции обобщения и отвлечения, т.е. всегда нарушаются компоненты психической активности, связанные с аналитико-синтетической деятельностью мозга. При олигофрении выделяют три степени умственного недоразвития: дебильность, имбецильность, идиотию.
Дебильность является наиболее легкой по степени и наиболее распространенной формой олигофрении (коэффициент интеллекта 50–69) при отсутствии осложняющих интеллектуальную недостаточность расстройств, а также при ранних коррекционных мероприятиях.
Более тяжелой степенью олигофрении является имбецильность (коэффициент интеллекта 20–49). При имбецильности грубо нарушена способность к обобщенному мышлению и образованию понятий.
Самая тяжелая степень олигофрении — идиотия (коэффициент интеллекта менее 20). Характеризуется грубым недоразвитием всех психических функций.
С.Ю. Танцюра
Лит.: Е.М. Мастюкова. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М.: ВЛАДОС, 1997.
Выделяют две основные формы У.о.: олигофрению и деменцию.
При олигофрении имеет место раннее, обычно внутриутробное недоразвитие головного мозга, обусловленное наследственными влияниями или различными повреждающими факторами окружающей среды, действующими в период внутриутробного развития плода, во время родов и в течение первого года жизни. При олигофрении отсутствует нарастание интеллектуального дефекта. Для олигофрении характерно тотальное недоразвитие всех психических функций с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления. Познавательные нарушения сочетаются с нарушениями моторики, речи, восприятия, памяти, эмоциональной сферы. Недоразвитие познавательной деятельности при олигофрении проявляется в недостаточности логического мышления, инертности мышления. Темп мышления замедлен, отсутствует возможность переноса усвоенного в процессе обучения способа действия в новые условия. В восприятии, памяти, внимании страдают, прежде всего функции обобщения и отвлечения, т.е. всегда нарушаются компоненты психической активности, связанные с аналитико-синтетической деятельностью мозга. При олигофрении выделяют три степени умственного недоразвития: дебильность, имбецильность, идиотию.
Дебильность является наиболее легкой по степени и наиболее распространенной формой олигофрении (коэффициент интеллекта 50–69) при отсутствии осложняющих интеллектуальную недостаточность расстройств, а также при ранних коррекционных мероприятиях.
Более тяжелой степенью олигофрении является имбецильность (коэффициент интеллекта 20–49). При имбецильности грубо нарушена способность к обобщенному мышлению и образованию понятий.
Самая тяжелая степень олигофрении — идиотия (коэффициент интеллекта менее 20). Характеризуется грубым недоразвитием всех психических функций.
С.Ю. Танцюра
Лит.: Е.М. Мастюкова. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М.: ВЛАДОС, 1997.
Умственная отсталость
(слабоумие) недоразвитие сложных форм психической деятельности, обусловленное патологической наследственностью, органическим поражением центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития.
- Возникновение интеллектуальной недостаточности на более поздних этапах жизни, когда психика ребенка уже достигла определенного уровня развития, дает отличную от олигофрении структуру дефекта.
Различаются:
- Легкая умственная отсталость (IQ 50-70) – такие дети внешне ничем не отличаются от нормальных детей, у них неплохо развита речь, адекватное и самостоятельное поведение в какой-то мере маскирует слабость мышления; отмечается хорошая память и способность к подражанию, могут обучаться в обычной школе, но проявляют медлительность и трудность в решении логических задач, конкретные задания усваивают более успешно; нуждаются в обучении необходимым для жизни видам деятельности: планировать и обеспечивать здоровое питание, правильно распределять бюджет, общаться, адекватно вести себя в обществе. Освоив социальные навыки, успешно справляются с самообслуживанием, работой на дому, приобретают несложные профессиональные навыки, но им требуется помощь при трудоустройстве, обращении в государственные, социальные или медицинские учреждения, при решении социальных проблем. Такие дети легко внушаемы, быстро поддаются чужому влиянию, у них отсутствуют личностные позиции. В работе следует уделять внимание формированию высших психических функций, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, приобретению социальных навыков. Значительное место должно отводиться работе с родителями для формирования зоны ближайшего развития.
- Умеренная умственная отсталость (IQ 35-49) составляет около 12 % случаев умственной отсталости; высшие психические функции, в том числе речь, развиты слабо, эмоции бедны, однообразны; на перемену обстановки такие дети могут дать своеобразную негативную реакцию; плохо обучаемы, в большинстве случаев нетрудоспособны, им доступны простые формы самообслуживания и гигиены, однако нет навыков ведения домашнего хозяйства, социальных навыков и навыков общения; могут сообщить о своих основных потребностях, многим доступно участие в беседе. При поддержке со стороны семьи могут научиться ориентироваться в окружении, осваивать правильные формы поведения и элементарные трудовые процессы, в некоторой степени могут контролировать свои поступки. При отсутствии семьи нуждаются в помощи специализированных учреждений.
- Тяжелая (IQ 20-34) и глубокая (IQ 20) умственная отсталость составляет 8 – 20 % случаев умственной отсталости; это лица почти с полным отсутствием речи, овладение языком сводится, в лучшем случае, к пониманию простых команд, они не в состоянии вести самостоятельный образ жизни, так как не имеют простых жизненных навыков. Тяжелые формы умственной отсталости часто сопровождаются массивной аутоагрессией и нападением на окружающих; не имея возможности придать своей агрессивности социальноприемлемые формы, больные склонны к самоповреждениям. При наклонности к двигательному возбуждению, стремлению разорвать постельное белье, одежду, поломать игрушки, мебель необходимо установление надзора.
Некоторые авторы (Clark A.M., Clarke A.D.B. (Eds.) Mental Deficiency: The Changing Outlook. N.Y., 1965) дают несколько другие критерии определения тяжести умственной отсталости: легкая умственная отсталость (IQ = 55-69 %); средняя умственная отсталость (IQ = 40-54 %); выраженная умственная отсталость (IQ = 25-39 %); глубокая умственная отсталость (IQ = 10-24 %).
- Возникновение интеллектуальной недостаточности на более поздних этапах жизни, когда психика ребенка уже достигла определенного уровня развития, дает отличную от олигофрении структуру дефекта.
Различаются:
- Легкая умственная отсталость (IQ 50-70) – такие дети внешне ничем не отличаются от нормальных детей, у них неплохо развита речь, адекватное и самостоятельное поведение в какой-то мере маскирует слабость мышления; отмечается хорошая память и способность к подражанию, могут обучаться в обычной школе, но проявляют медлительность и трудность в решении логических задач, конкретные задания усваивают более успешно; нуждаются в обучении необходимым для жизни видам деятельности: планировать и обеспечивать здоровое питание, правильно распределять бюджет, общаться, адекватно вести себя в обществе. Освоив социальные навыки, успешно справляются с самообслуживанием, работой на дому, приобретают несложные профессиональные навыки, но им требуется помощь при трудоустройстве, обращении в государственные, социальные или медицинские учреждения, при решении социальных проблем. Такие дети легко внушаемы, быстро поддаются чужому влиянию, у них отсутствуют личностные позиции. В работе следует уделять внимание формированию высших психических функций, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, приобретению социальных навыков. Значительное место должно отводиться работе с родителями для формирования зоны ближайшего развития.
- Умеренная умственная отсталость (IQ 35-49) составляет около 12 % случаев умственной отсталости; высшие психические функции, в том числе речь, развиты слабо, эмоции бедны, однообразны; на перемену обстановки такие дети могут дать своеобразную негативную реакцию; плохо обучаемы, в большинстве случаев нетрудоспособны, им доступны простые формы самообслуживания и гигиены, однако нет навыков ведения домашнего хозяйства, социальных навыков и навыков общения; могут сообщить о своих основных потребностях, многим доступно участие в беседе. При поддержке со стороны семьи могут научиться ориентироваться в окружении, осваивать правильные формы поведения и элементарные трудовые процессы, в некоторой степени могут контролировать свои поступки. При отсутствии семьи нуждаются в помощи специализированных учреждений.
- Тяжелая (IQ 20-34) и глубокая (IQ 20) умственная отсталость составляет 8 – 20 % случаев умственной отсталости; это лица почти с полным отсутствием речи, овладение языком сводится, в лучшем случае, к пониманию простых команд, они не в состоянии вести самостоятельный образ жизни, так как не имеют простых жизненных навыков. Тяжелые формы умственной отсталости часто сопровождаются массивной аутоагрессией и нападением на окружающих; не имея возможности придать своей агрессивности социальноприемлемые формы, больные склонны к самоповреждениям. При наклонности к двигательному возбуждению, стремлению разорвать постельное белье, одежду, поломать игрушки, мебель необходимо установление надзора.
Некоторые авторы (Clark A.M., Clarke A.D.B. (Eds.) Mental Deficiency: The Changing Outlook. N.Y., 1965) дают несколько другие критерии определения тяжести умственной отсталости: легкая умственная отсталость (IQ = 55-69 %); средняя умственная отсталость (IQ = 40-54 %); выраженная умственная отсталость (IQ = 25-39 %); глубокая умственная отсталость (IQ = 10-24 %).
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.