Унитарное государство
Унитарное государство
форма государственного устройства, при которой административно-территориальные единицы лишены политической самостоятельности, а вся власть сосредоточена на уровне государства в целом.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Унитарное государство
целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа) не имеют статуса государственных образований и не обладают суверенными правами.
Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013
Унитарное государство
форма национально-государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федерации не имеет в своем составе суверенных (в рамках конституции) субъектов (штатов, земель), а подразделяется на административно-территориальные единицы, жестко подчиненные центру по властной вертикали.
Источник: Краткий словарь по социологии
Унитарное государство
unitary state), полит, система, распространенная в большинстве Национальных государств мира, где центр, пр-во обладает суверенной властью над местными органами власти и может менять или упразднять их на основе обычного юрид. процесса. Полномочия и функции пр-ва могут быть делегированы разл. уровням, ответвлениям и департаментам, оставаясь при этом под унитарным контролем. Великобритания часто приводится как пример У.г., где система местного правления постоянно перекраивается центр, пр-вом. Концентрация суверенитета в У.г. резко контрастирует с конституционно гарантированным разделением полит, власти, характерным для федерализма.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Унитарное государство
государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. В настоящее время в мировой практике унитарная форма государственного устройства является наиболее распространенной (Финляндия, Франция, Италия, Швеция, Испания, Китай и др.). К числу признаков унитарного государства относятся единая конституция и единая правовая система, единая система высших органов государственной власти, единое гражданство, единая судебная система. В зависимости от принятой системы управления административно-территориальными единицами (областями, районами, штатами, землями и т. д.) у.г. подразделяются на централизованные, относительно централизованные и децентрализованные. В централизованных у.г. (Греция, Польша, Португалия и др.) выборные местные органы власти отсутствуют, при этом административно-территориальные единицы управляются назначенными главой государства или правительством должностными лицами. Относительно централизованные у.г. (Франция, Великобритания и др.) характеризуются наличием как местных представительных органов власти, так и деятельностью назначенных должностных лиц. В то же время в децентрализованных у.г. (Италия, Испания и др.) управление осуществляется только выборными органами власти административных единиц. Выбор той или иной разновидности у.г. во многом определяется особенностями экономического развития страны, а также ее историческими национальными и культурными традициями. Др социол. наук С. И. Росенко.
Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.
ГОСУДАРСТВО УНИТАРНОЕ
(от лат. unitas - единство) - форма государственного устройства, характеризующаяся центральным руководством административно-территориальными единицами и отсутствием обособленных (самостоятельных) государственных образований. В этом смысле Г. у. принято называть простым государством. Унитарное государственное устройство характеризуется высокой степенью централизации политической власти, большей (в отличие от федеративного государства) целостностью и единством. Это единое, слитное государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо политической самостоятельностью. Для него, за редким исключением, характерны следующие признаки: единая конституция и единое законодательство; единая централизованная система органов исполнительной власти; единая судебная система; деление территории государства на административно-территориальные единицы, статус органов власти которых определяется нормами общегосударственного права и т. п. Г. у. имеет единое гражданство, единый бюджет и др. Форма Г. у. дает возможность центральным органам государственной власти концентрировать в руках центра ресурсы страны и быстро проводить свои решения через исполнительные органы административно-территориальных единиц. В государствах, не имеющих компактно проживающих этнических групп населения, унитаризм может разумно сочетаться с децентрализацией и территориальной автономией какой-либо части государства.
Территориальное деление в большинстве Г. у. является административным. В административно-территориальных единицах имеются органы общей администрации. Административно-территориальное деление в Г. у. включает различное число ступеней. Как правило, это зависит от численности населения и размеров территории страны. В небольших странах существует двухзвенное, в других — трех- и даже четырехзвенное административно-территориальное деление. Самыми крупными территориальными единицами являются области, провинции, губернаторства и т. п. В мире есть небольшие государства, которые вообще не имеют административно-территориального деления (Мальта, Бахрейн и др.).
В Г. у. со сложным (асимметричным) государственно-территориальным устройством составные части государства имеют различный конституционно-правовой статус. Обычно наряду с административно-территориальными единицами имеются области (регионы), обладающие большими правами и являющиеся территориальными автономиями. Степень самостоятельности таких автономий различна. В одних странах (Китай, Эфиопия) автономии являются административными (издание газет, радиовещание, судопроизводство на местном языке), в других — законодательными или политическими (издание местных законов по определенным вопросам). Так, законодательная автономия существует в ряде стран Европы: в Дании (Гренландия), во Франции (Корсика), в Португалии (Азорские острова), в Испании (Страна Басков и др.).
Г. у. с точки зрения организации публичной власти разделяют на децентрализованные и централизованные. В децентрализованных государствах существует конституционное распределение полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц. Так, территории Испании и Италии состоят из автономных единиц (20 — в Италии и 17 — в Испании), хотя объем их прав не является одинаковым. Такие страны, как Италия и Испания называют «регионагистскими», имеющими тенденцию перехода от унитарной к федеративной форме государственно-территориального устройства. Некоторые Г. у. являются относительно децентрализованными. В звеньях административно-территориального деления таких стран есть избираемые населением представительные органы, обладающие полномочиями по решению вопросов местной жизни. Однако не существует местного законодательства и прав, которыми обладают автономии в «регионалистских» государствах. Централизованными Г. у. являются такие, в которых нет выборных органов на уровне административно-территориальных единиц, обладающих правом самостоятельно решать местные вопросы. Функции власти на местах выполняют назначенные центральной властью администраторы. Таких государств, в которых отсутствуют местные выборные органы, в настоящее время немного (отдельные страны Африки и Азии). Такая форма государственного устройства присуща некоторым государствам с авторитарным или тоталитарным режимом, в которых, хотя и имеются местные выборные органы, управление страной осуществляется центральной государственной или партийной олигархией, а то и вовсе одним лицом — диктатором.
Г. у. может существовать самостоятельно как отдельное суверенное государство. Оно может также входить в состав другого государства на федеративных началах, т.е. сохраняя определенный комплекс своих суверенных прав, либо на автономных началах. В бывшем составе СССР Г. у. считались все союзные республики, кроме Российской Федерации, а также все автономные республики. В современной Российской Федерации Г. у, являются все республики в составе РФ. Г. у. являются также большинство государств мира.
Территориальное деление в большинстве Г. у. является административным. В административно-территориальных единицах имеются органы общей администрации. Административно-территориальное деление в Г. у. включает различное число ступеней. Как правило, это зависит от численности населения и размеров территории страны. В небольших странах существует двухзвенное, в других — трех- и даже четырехзвенное административно-территориальное деление. Самыми крупными территориальными единицами являются области, провинции, губернаторства и т. п. В мире есть небольшие государства, которые вообще не имеют административно-территориального деления (Мальта, Бахрейн и др.).
В Г. у. со сложным (асимметричным) государственно-территориальным устройством составные части государства имеют различный конституционно-правовой статус. Обычно наряду с административно-территориальными единицами имеются области (регионы), обладающие большими правами и являющиеся территориальными автономиями. Степень самостоятельности таких автономий различна. В одних странах (Китай, Эфиопия) автономии являются административными (издание газет, радиовещание, судопроизводство на местном языке), в других — законодательными или политическими (издание местных законов по определенным вопросам). Так, законодательная автономия существует в ряде стран Европы: в Дании (Гренландия), во Франции (Корсика), в Португалии (Азорские острова), в Испании (Страна Басков и др.).
Г. у. с точки зрения организации публичной власти разделяют на децентрализованные и централизованные. В децентрализованных государствах существует конституционное распределение полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц. Так, территории Испании и Италии состоят из автономных единиц (20 — в Италии и 17 — в Испании), хотя объем их прав не является одинаковым. Такие страны, как Италия и Испания называют «регионагистскими», имеющими тенденцию перехода от унитарной к федеративной форме государственно-территориального устройства. Некоторые Г. у. являются относительно децентрализованными. В звеньях административно-территориального деления таких стран есть избираемые населением представительные органы, обладающие полномочиями по решению вопросов местной жизни. Однако не существует местного законодательства и прав, которыми обладают автономии в «регионалистских» государствах. Централизованными Г. у. являются такие, в которых нет выборных органов на уровне административно-территориальных единиц, обладающих правом самостоятельно решать местные вопросы. Функции власти на местах выполняют назначенные центральной властью администраторы. Таких государств, в которых отсутствуют местные выборные органы, в настоящее время немного (отдельные страны Африки и Азии). Такая форма государственного устройства присуща некоторым государствам с авторитарным или тоталитарным режимом, в которых, хотя и имеются местные выборные органы, управление страной осуществляется центральной государственной или партийной олигархией, а то и вовсе одним лицом — диктатором.
Г. у. может существовать самостоятельно как отдельное суверенное государство. Оно может также входить в состав другого государства на федеративных началах, т.е. сохраняя определенный комплекс своих суверенных прав, либо на автономных началах. В бывшем составе СССР Г. у. считались все союзные республики, кроме Российской Федерации, а также все автономные республики. В современной Российской Федерации Г. у, являются все республики в составе РФ. Г. у. являются также большинство государств мира.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.