УНИВЕРСИТЕТ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА

Найдено 1 определение
УНИВЕРСИТЕТ "ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА"
Одной из актуальных проблем пожилых людей является возможность получения разностороннего образования. Университет “третьего возраста” (далее — Университет) является инновационной формой социального обслуживания, социальной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов, предусматривающей получение образовательных услуг, способствующих раскрытию внутренних возможностей и потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов с целью их активизации и самореализации, а также успешной адаптации в обществе.
В России в системе социального обслуживания населения адаптирован и успешно внедрен зарубежный опыт образовательных программ для пожилых людей. В Германии и Скандинавских странах (Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия) разработана целая образовательная система для лиц “третьего возраста”. Образовательная инфраструктура для пожилых людей в этих странах включает в себя общественные, государственные, частные методы и формы обучения, разнородные как по составу, так и по программам обучения. Наравне с уже имеющимися центрами образования взрослых, различными курсами созданы качественно новые организационные формы обучения, например на базе высших учебных заведениях, и не только в форме институтов и факультетов повышения квалификации, но и центров непрерывного образования, народных университетов.
Первый Университет для пожилых был основан в 1973 г. во Франции профессором Пьером Велла. Новая форма образовательных учреждений для людей “третьего возраста” возникла в Великобритании. В 1983 г. в Великобритании было основано “Общество третьего возраста”. Термин “обучение” в данном случае трактуется в самом широком смысле. Оно включает в себя занятия спортом, а также активную общественно-полезную деятельность. Британский университет “третьего возраста” является некоммерческой организацией и не имеет дополнительного финансирования, поэтому студенты должны быть готовы самостоятельно решать проблемы своего учреждения.
Первый университет “третьего возраста” появился в Москве в 2005 г. Его предшественниками были многочисленные клубы, секции, кружки, где инвалиды, пенсионеры, ветераны реализовывали свои творческие способности, находили себе занятие по душе.
Университет для пожилых создается на базе организаций социального обслуживания приказом директора (руководителя) социальной организации. Университет не является структурным подразделением организации социального обслуживания населения. Его деятельность осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ и Положением об университете “третьего возраста”. Организует и координирует работу Университета заместитель директора центра. Контроль за деятельностью Университета осуществляет директор (руководитель) Центра.
Основными целями деятельности Университета являются: повышение качества жизни и социальной активности граждан старшего поколения и инвалидов; создание благоприятных условий для самообразования, самосовершенствования и самореализации пожилых людей; создание условий для общения, активизации творческого потенциала и сохранение позитивного отношения к жизни; получение новых знаний, обучение новым навыкам.
Основными задачами Университета являются: организация свободного времени и культурного досуга пожилых людей и инвалидов; создание условий для самореализации пожилых людей и инвалидов, развития их творческих возможностей; формирование и развитие среды общения; повышение уровня коммуникативных навыков пожилых людей и инвалидов; повышение уровня компьютерной грамотности; расширение правовой грамотности граждан пожилого возраста и инвалидов; повышение психологической грамотности; вовлечение представителей старшего поколения в активную общественную жизнь.
В Университет зачисляются граждане пенсионного возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды на основании личного письменного заявления с указанием наименования факультета. Зачисление осуществляется приказом директора Центра. Слушатель может посещать несколько факультетов.
Занятия на факультетах проводятся согласно учебному плану. Внесение изменений в учебный план возможно по желанию слушателей. Группа слушателей составляет не менее 4 человек. Продолжительность учебного курса — 3 месяца. Продолжительность одного занятия составляет 1–2 академических часа, в зависимости от темы занятия. Занятия проводятся специалистами Центра. Для проведения занятий возможно привлечение специалистов из учреждений здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры и других учреждений на добровольной основе.
Формы проведения занятий — лекции, беседы, семинары практические занятия, тренинги. Занятия могут проводиться как в групповой, так и в индивидуальной формах (консультации). Услуги Университета предоставляются бесплатно. Посещение занятий не предполагает получения сертификатов, дипломов или других видов справок о прохождении обучения.
Университет осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: факультет информационных технологий; факультет психологических знаний; факультет садоводства и огородничества; факультет правовой грамотности; факультет творческого развития личности; факультет здоровья и долголетия; театральный факультет. Количество факультетов и их направленность может изменяться и дополняться в соответствии с потребностями слушателей Университета.
Таким образом, обучение в Университете способствует нахождению пенсионерами новых способов применения на практике своего жизненного и профессионального опыта. Также процесс обучения дает возможность сформировать культуру образования пожилых, культуру активности и принятия себя в “серебряном возрасте”, а также и положительное отношение к пожилым людям и феномену старости в обществе. Обучение помогает улучшить здоровье, сделать более позитивным жизненный настрой и продолжить жизнь под девизом: “В 60 лет жизнь только начинается!”
В.В. Хухлина
Лит.: Обучающая геронтология [Электрон. ресурс]. URL: http://www. znanie.org/jornal/n3/st_obuch_geront.html; Высоцкая И.В. Самостоятельная организация как образовательное учреждение в сфере образования пожилых людей в Германии // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 6; Университеты третьего возраста в Польше [Электрон. ресурс]. URL: http:// www.znanie.org/jornal/n3/st_obuch_geront.htm; Опыт образовательной работы с пожилыми людьми в России [Электрон. ресурс]. URL: http://rudocs. exdat.com/docs/index-412214.html?page=3; Центр социальных технологий / Университет “Серебряный возраст” [Электрон. ресурс]. URL: http://forpiter. ru/programmy/; Международный проект “Расширение возможностей участия пожилых людей в социальных и политических процессах демократического развития России [Электрон. ресурс]. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/ index-412214.html?page=3.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF

Университеты третьего возраста в Польше

Робак Владимир Евгеньевич
В статье описана история становления университетов третьего возраста (УТВ), принципы и особенности их функционирования в Польше. Проанализированы цели и задачи деятельности этих учреждений, их социальные функции.
Читать PDF

Университет третьего возраста в Стокгольме

Дальстрём Катерина
Читать PDF

Мотивы учения студентов "университета третьего возраста"

Ванюхина Надежда Владимировна
В связи с увеличением в развитых странах числа людей пожилого возраста возрастает актуальность их обучения.
Читать PDF

Музыкальное образование в «Университете третьего возраста»

Неделка Михал
Обучение пожилых людей представляет собой тот слой образования, которому вузы должны уделять всё больше внимания. Пожилой человек сегодня -это человек активный, требующий импульсов для развития собственных знаний и умений.
Читать PDF

Университеты третьего возраста и удовлетворенность жизнью в поздней зрелости

Либерска Ханна Данюта, Фарничка Маржанна Агнешка
Читать PDF

Ценностный ресурс инновационной образовательной среды «Университета третьего возраста»

Огороднова Ольга Васильевна
Представлен опыт работы Тюменского госуниверситета по реализации образовательных программ для пожилых людей.
Читать PDF

2016.01.004. ФОРМОЗА М. ЧЕТЫРЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУ

Якимова Е.В.
Читать PDF

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ "УНИВЕРСИТЕТА ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА" В ГЕРМАНИИ И РО

Высоцкая Инна Владимировна, Тихаева Виктория Викторовна, Глебова Екатерина Александровна
Анализируется работа «университета третьего возраста» в Германии и России, в частности содержательный аспект его образовательных программ. Этот социальный институт создавался в целях улучшения качества жизни пожилых людей.