УОЛЛИС Рой

Найдено 1 определение
УОЛЛИС Рой
(1945-1990) - британский социолог, исследователь религии. Высшее образование получил в Оксфордском университете (его научным руководителем был Уилсон), преподавал в университете г. Стирлинг (Шотландия), затем был деканом факультета экономики и социальных наук университета в Белфасте. У. обладал широким кругом интересов в области религиозной жизни общества. Ему принадлежит ряд трудов о природе религиозных расколов и сектантства, работы о взаимоотношениях между наукой и религией, исследование феномена харизмы. Однако основная научная деятельность У. была связана с изучением культов нетрадиционных - причин их возникновения, специфики в сравнении с традиционными формами объединений религиозных, различных аспектов их идеологии и социального влияния. Применив к анализу новых религиозных движений (НРД) классическую типологию религиозных объединений, У. выявил ряд признаков, отличающих общины религиозные нетрадиционных культов от исторически сложившихся типов церковной организации, сект религиозных и деноминаций. Характеризуя мотивы, которыми должен определяться, по его мнению, исследовательский интерес к НРД, У. указал в качестве основных на два: 1) выяснение степени уникальности новых учений; 2) выяснение степени приемлемости НРД в существующем обществе. На примере проведенного им исследования Саентологической церкви («Путь к тотальной свободе: Социологический анализ саентологии», 1976) У. сделал вывод о присутствии тоталитарных установок в учениях и практике НРД, что может иметь деструктивные последствия для индивидов и общества в целом. В развитие своих исследований У., следуя методологической традиции Дюркгейма, обратился к выяснению первичных исходных структур НРД и мотиваций людей, становящихся участниками этих движений («Элементарные формы новой религиозной жизни», 1984). В этом вопросе он выступил оппонентом некоторых положений теории Байнбриджа и Старка о природе религиозного выбора в условиях секуляризации. Значительную роль в таком выборе У. отводил фактору принуждения. При построении своей типологии НРД У. взял за основу способ классификации из социологии религии Вебера. Он предложил различать среди НРД: 1) те, которые отвергают существующий миропорядок и ориентируют на его неминуемую гибель (world-rejecting); 2) те, которые строят свою деятельность на утверждении нового совершенного мира (world-affirming); 3) те, которые принимают окружающие условия и приспосабливаются к ним (world-accommodating).

Источник: Социология религии. Словарь.