УОРД, ЛЕСТЕР ФРАНК

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

УОРД ЛЕСТЕР ФРАНК
(1841–1913) Американский ученый-социолог, геолог, палеонтолог. Последователь О. Конта и Г. Спенсера. Первый президент Американской социологической ассоциации. Один из основателей психологизма (психологического эволюционизма) в социологии. Рассматривал общество как высшую ступень эволюции, на которой особое значение приобретает психический фактор.
В его теории общественных сил наряду с интеллектом как движущей силой социального прогресса уделено внимание чувствам и потребностям человека, составляющим психические факторы цивилизации. Ввел в социологию понятия генезиса, телезиса и синергии.

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

УОРД Лестер Франк
(1841-1913) - амер. социолог, основоположник гуманистического эволюционизма. По У., задачей социологии является изучение психологических механизмов соц. жизни. В работах «Психические факторы цивилизации» (1897), «Очерки социологии» (1901) У. рассматривает развитие общества как смену «индивидуального телезиса» «коллективным телезисом». «Телезис» - это целеноправленное и творческое развитие общества, формирующееся на основе сознательного стремления к прогрессу. У. выделяет следующие уровни развития общества: «индивидуальный телезис», характеризующийся интеллектуальными, моральными и эстетическими потребностями, которые осуществляются в творческой деятельности человека; «коллективный телезис», возникающий в результате борьбы рас, и реализующийся государством наряду с институтами класса, права и др. Т. о., социальные науки, по У., открывая законы обществ, развития, должны обеспечивать теоретическую базу соц. реформ.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

Уорд, Лестер Франк
1841-1913) - американский основоположник психологического эволюционизма, первый Президент Американского социологического общества. Уорд начинал научную деятельность как геолог, был одним из основателей палеоботаники. В основе его социологических воззрений лежат эволюционистские идеи Конта и Спенсера, но он высказывал чисто американское видение исследовательских и гражданских задач социологии. В его трудах "Динамическая социология" (1883) и "Психические факторы цивилизации" (на русском языке в 1897 г.) проводится идея "социального мелиоризма" - науки об улучшении и усовершенствовании социального строя. Первичной социальной силой Уорд называет желания, объединяющие в себе природное и социальное. Действуя в соответствии с ними, человек изменяет и условия своего существования и самого себя. Говоря об отличии социальной жизни от природы, Уорд подчеркивает ее телический характер, который, формируется на основе осознанного стремления к счастью (наиболее свободное проявление творческих сил человека) множества индивидов.

Источник: История западной социологии: биографический справочник

УОРД (Word) Лестер Франк
1841-1913) - амер. социолог, один из представителей психологич. эволюционизма. В своих социология, взглядах У. исходил из эволюционистских идей, полагая, что основанием социологии должна быть не биология, а психология, поэтому сосредоточивал внимание на изучении психологич. механизмов соц. жизни. Отличие соц. жизни от природных процессов У. усматривал в телическом (от telos - цель), целеполагающем ее характере, осознанном стремлении к прогрессу. В качестве первичной соц. силы он рассматривал желания, выражающие природные импульсы, прежде всего чувство голода, жажды, половые потребности, стремление к продолжению рода, на базе к-рых формируются более сложные интеллектуальные, моральные и эстетич. потребности, стремление к реализации к-рых и обусловливает (на уровне индивидуального целеполагания, "телезиса") целенаправленное поступательное развитие, реализуемое в творческой деятельности человека. В качестве основного носителя коллективного, соц. "телезиса" У. рассматривает гос-во, к-рое возникает, по У, наряду с такими ин-тами, как классы, право и т. д., из борьбы рас. Соч.; Психические факторы цивилизации. М., 1897; Очерки социологии. М., 1901. A.M. Чупрынин.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

УОРД ЛЕСТЕР ФРАНК
Ward, Lester Frank) (1841-1913) - американский социолог и эволюционный теоретик (см. Эволюционная теория). Получив степень по ботанике и праву путем вечернего образования, он продолжал работать в области ботаники и геологии, пока не стал профессором социологии в 1906 г. Подобно другим социальным теоретикам 19-го столетия, он проводил различие v изучением социальных изменений и описанием социальной структуры. Новым в его эволюционной теории, содержащей четыре стадии, был психологический подход, в котором важная роль отводилась целенаправленной деятельности, то есть человеческой способности направлять деятельность с точки зрения знания о вероятных последствиях ("telesis"). Уорд следовал за мыслителями, подобными Конту, как позитивист (см. Позитивизм), стремясь использовать социологическое знание в политических целях. Он настоятельно доказывал, что социальные реформы должны основываться или, по крайней мере, соответствовать законам, выявленным социологией. Применяя эволюционный принцип "telesis", Уорд поддерживал движения, нацеленные на эмансипацию женщин и рабочего класса. Он резко критиковал социальное и экономическое неравенство, утверждая, что государство могло бы проводить политику, вроде всеобщего образования, которая бы способствовала развитию эгалитаризма. Среди наиболее важных из его работ — "Чистая социология" (1903), "Прикладная социология" (1906) и "Психические факторы цивилизации" (1906).

Источник: Большой толковый социологический словарь

УОРД Лестер Франк
(18.06.1841, Джолиет, штат Иллинойс,—18.04.1913, Вашингтон) —амер. социолог, основоположник психологического эволюционизма в США, первый президент Амер. социол. об-ва (ныне Амер. социол. ассоциация). Научную деятельность начинал как геолог, палеонтолог, был одним из основателей палеоботаники. В основе социол. воззрений У. лежат эволюционистские идеи Конта и Спенсера. Не принимая, однако, гипертрофированного натурализма, биологизма и жесткого детерминизма последнего, У. наполнял эволюционизм гуманистическим содержанием. Он полагал, что в основу социологии должны быть положены принципы психологии, а не биологии, и сосредоточивал внимание на изучении психологических механизмов обществ, жизни. От природных процессов социальная жизнь отличается, по У., прежде всего телическим, т. е. целенаправленным и творческим характером. Происходящая в природе на основе естественного отбора слепая стихийная эволюция, «генезис», в об-ве сменяется «телезисом», формирующимся на основе осознанного стремления к прогрессу. В качестве первичной социальной силы У. выделял желания, выражающие природные импульсы, такие, как голод, жажда, половые потребности. На их базе формируются более сложные интеллектуальные, моральные и эстетические потребности, реализация к-рых в творческой деятельности человека и обеспечивает, на уровне «индивидуального телезиса», развитие об-ва. В качестве осн. носителя «коллективного телезиса» он рассматривал гос-во, к-рое возникает, по У., наряду с такими ин-тами, как классы, право и т. д., из борьбы рас. Считая, что различие между производителями и непроизводителями образует наиболее важное социальное деление, У. поддерживал профсоюзное движение, симпатизировал пролетариату и выступал за равенство классов. Однако всеобщее равенство, полагал У., должно быть достигнуто через обязательное всеобщее образование путем социальных реформ, а не через «гос. социализм». Считая необходимым широкое вмешательство гос-ва в обществ, жизнь и усматривая в гос. регулировании инструмент, с помощью к-рого можно преодолеть негативные стороны системы свободной конкуренции и господства монополий, У. подводил теоретическую базу под политику социального реформизма, направленную на замену частных монополий «сознательной кооперацией». У. популяризировал социологию, подчеркивал значение для будущего процветания человечества осуществляемых социологами научных исследований и социального планирования. Социальные науки, по У., открывая законы обществ, развития, должны обеспечивать теоретическую базу социальных реформ.
У. негативно относился к марксистскому учению и, гипертрофируя роль социальных исследователей в об-ве, выступал с идеями социократического толка, возлагая надежды на «коллективный разум» об-ва, к-рый должен с помощью социальных наук направлять ход обществ, развития. Идеи У. получили дальнейшее развитие в работах Гиддингса, нашли отражение в первых амер. социол. учебниках, однако в атмосфере доминирования идеологии laissez faire (свободного предпринимательства) не оказали значит, влияния на социологию. А. И. Чупрынин

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

УОРД, ЛЕСТЕР ФРАНК

1841-1913) - американский социолог, один из основоположников психологической социологии, геолог и палеонтолог, сооснователь палеоботаники, первый президент (1906-1908) Американского социологического общества (ныне Американской социологической ассоциации), профессор. Предложил широкое понимание сферы психологии, в которую включал все, что не служит исключительно содействию жизненным функциям. Выдвинул положение об активном характере социальной эволюции и определяющем воздействии на нее различных психических сил, - в первую очередь, волевых импульсов. Стремился к созданию целостной психосоциологической системы социальной науки. Предпринял попытку генерализации общественной роли психических факторов, обеспечивающих прогресс цивилизации.
Основой всех действий личности, своего рода "первоначальной социальной силой" считал "желания", выражающие природные импульсы человека. Многообразие человеческих желаний группируется, по У., вокруг двух основных желаний - удовлетворения голода и жажды (связанных с поддержанием жизни индивида) и половых потребностей (отражающих стремление к продолжению рода). Полагал, что этими комплексными желаниями обусловливается активное поведение человека, направленное на преобразование естественной окружающей среды. Наряду с желаниями поведение человека, по У., определяется также и "репродуктивными силами", к которым он относил, в частности, сексуальную, романтическую, супружескую, материнскую и кровную любовь (с соответствующими им различными видами ненависти). Полагал, что в природе этих сил находится источник неравенства, существенный элемент которого - неравенство между мужчиной и женщиной - определяется совокупностью всех иных неравенств. Согласно концепции У., человеческие желания, связанные с удовлетворением голода и жажды, породили труд и обман, которые являются постоянными спутниками цивилизации. Интерпретировал обман как специфическую разновидность труда.
Отмечая противоречивость человеческого существования, У. подчеркивал, что прирожденные интересы людей действуют, как правило, в противоположных направлениях, в силу чего интересы отдельных индивидов сталкиваются, "бросаются друг на друга", и что в этой сфере идет постоянная борьба за существование. В результате, по У., единственной основой для формирования всех социальных учреждений могла быть и является лишь первичная, однородная, недифференцированная общественная плазма - групповое чувство безопасности. Акцентировал исключительную роль человеческого интеллекта как главной движущей силы исторического развития. Особое внимание уделял психическим факторам цивилизации. Полагал, что они слагаются из трех основных групп: субъективных факторов, объективных факторов и синтеза социальных факторов. При этом относил к субъективной психологии все явления, обнимаемые чувством, а к объективной психологии - все явления, обнимаемые интеллектом.
Характерными моментами общей системы представлений У. о психических факторах цивилизации были следующие: к субъективным факторам в числе прочих он относил различные отрасли философии, к объективным - женскую интуицию и спекулятивный гений, а к синтезу социальных факторов - экономию природы и экономию духа. Значительное внимание уделил разработке утопического учения об идеальном обществе - "социократии", существенным отличительным признаком которого должен быть, по У., контроль над социальными силами посредством коллективного разума общества. Настаивал на существовании возможности построения его путем преобразования капитализма на основе введения всеобщего обязательного равного образования. Автор книг "Динамическая социология, или Прикладная социальная наука, основанная на статистической социологии и менее сложных науках" (1883), "Психические факторы цивилизации" (1892), "Очерки социологии" (1898), "Чистая социология" (1903) и др.
В.И. Овчаренко

Источник: Социология: энциклопедия