УОРНЕР Стивен

Найдено 1 определение
УОРНЕР Стивен
(р. 1941) - американский исследователь религии, профессор Иллинойского университета, в 1997 г. избирался президентом Ассоциации социологии религии. У. получил известность после выхода в 1988 г. его исследования внутриобщинной жизни протестантских конгрегаций в США «Новое вино в старых мехах». На примере взаимоотношений евангелистов-консерваторов и либерально настроенных членов одной и той же группы религиозной, складывавшихся на протяжении длительного периода, У. показал возможные перспективы и факторы эволюции общины как в сторону модернизма религиозного, так и в направлении фундаментализма религиозного. Причем в любом случае обнаруживалась неизбежность конфликтов между индивидуальными религиозными и мирскими интересами значительной части верующих и общей направленностью их конгрегаций. Дальнейший анализ этой проблематики привел У. к выводу о способности конгрегаций к преодолению внутренних противоречий, что связано отчасти с изменяющимися социокультурными условиями их существования. В работе «Место конгрегаций в американской религиозной конфигурации» (1994) У. обращает внимание на роль, которая выпадает традиционным для США общинам религиозным в деле интеграции иммигрантских этнических субкультур в единое пространство американской культуры. Объединяя на основе совместного вероисповедания на общинном уровне разно-этничный состав «старых» и «новых» американцев, конгрегации могут способствовать ассимиляции и социальной адаптации иммигрантов, их органичному вхождению в американское общество. Одновременно с этим решается и проблема внутренней консолидации общин. Наряду с эмпирическими исследованиями У. разрабатывал также и теоретико-методологические вопросы социологии религии. Ему принадлежит вызвавшая широкое обсуждение статья «К новой парадигме социологического изучения религии в Соединенных Штатах» (1993), написанная с позиций теории рационального выбора в социологии религии. Отчасти опираясь на концепцию Старка и Байнбриджа, У. предложил рассматривать религиозный выбор современного человека наподобие поведения инвесторов в условиях рыночной экономики. В ходе своих духовных исканий люди накапливают определенный набор знаний и навыков (своего рода «портфолио »), который им хотелось бы наиболее эффективно применить («инвестировать ») в религиозной сфере для получения некоего значимого для них «дохода» (уверенности в грядущем спасении, благополучия, исцеления и пр.). Такой тип поведения верующих ставит организации религиозные перед необходимостью конкуренции на «рынке» религиозных услуг, где успех определяется привлекательностью предложений и оптимальным сочетанием «цены и качества».

Источник: Социология религии. Словарь.