совокупность алгоритмизированных процедур воздействия на предмет совместной деятельности, для оптимального решения управленческих задач. Особенностью УТ является расширение их социального поля вплоть до общества в целом. Вследствие этого существенно раздвигаются и рамочные границы использования технологий в масштабах социума. Они оказывают существенное влияние на различные стороны экономической, общественно-политической жизни, на функционирование социальных институтов. УТ представляют рецептурный набор действий, в котором реализуется самые передовые идеи социального управления на данный момент.или признанные наиболее подходящими для конкретных условий, независимо от того, кто может выступать качестве инициатора их применения. УТ требуют искусного соблюдения требований административного ригоризма – твердости, непреклонности в принципах с максимально возможной гибкостью, обеспечивающей устойчивость социально-организационных отношений и связей в процессе их применения.. Субъект, владеющий информацией о поставленной задаче, призван: применить надлежащие методы ее решения и оценить целесообразность практического использования той или иной технологии. Это предполагает проверку целесообразности применения ряда последовательных технологических приемов и процедур: диагностических, правоприменительных, оценочных, контрольных и др. УТ алгоритмизируют и рационализируют социальную деятельность, поэтому могут быть многократно использованы, воспроизведены и тиражированы для решения сходных задач. Они направлены на оптимизацию деятельности, достижение ожидаемых результатов и поддаются усовершенствованию, качественному преобразованию. Чем больше диверсифицирована технология, чем большее число технологических способов и операций в нее инкорпорировано, тем выше возможность комбинаций этих операций, выше число полезных комбинаций и, следовательно, число рекомбинаций. УТ включают следующие структурные элементы: организационно-технологический (организация, регулирование, контроль и др.); технико-технологический (организационно- техническое обеспечение, использование информационных средств и технологий и др.); социально-технологический (планирование, прогнозирование, программирование, нормирование, конструирование); методологический (сочетание теории и практической направленности). Учитывая, что в обществе функционируют разнообразные общественные отношения (экономические, политические, правовые, национальные, конфессиональные и др.), и социальные институты (семья, экономика, наука, образование и др.), все они нуждаются в разработке и осуществлении регулятивов различного рода в рамках единого внутрисистемного подхода. Соответственно и используемые технологии также должны носить системный характер, включая совокупность методов, процедур, уровней и ресурсов для достижения определённых целей, и задач. Существует множество видов УТ: разработки, принятия и реализации управленческих решений, организационных, информационных, коммуникативных и др. На практике важно определить какие из них являются: а) существенными, необходимыми, в отличие от преходящих, ситуативных; б) актуальными, инновационными, в отличие от консервативных, устаревших; в) атрибутивными для искомого этапа социальной динамики, в отличие от временных, ориентированных на достижение ограниченных целей и задач. Важным предметом исследований в социологии управления яляется технологичность действующих систем управления.
Лит.: Государственная политика и управление. Ч. 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления. Под ред. Л.В. Сморгунова. М., 2007; Общая теория управления. Под ред. Беляева А.А., Варламова К.И., Пищулина Н.П. М., 1994; Романенко М.В. Технология // Социологическая энциклопедия. Т. 2. М., 2003; Соловьев А.И. Принятие государственного решения. М., 2006; Технологии в политике и политическом управлении. М., 2000; Социология управления:фундаментальное и прикладное знание.Отв.ред. А.В.Тихонов.М.,2014. В.В. Огнева