комплекс вербальных и невербальных информационных средств, используемых в системе управления с целью изменения поведения или мнений участников совместной деятельности. УКД ограничено во времени и представляет собой акт, т.е. завершенную операцию взаимодействия, происходящую без смены участников коммуникации. УКД направлено на удовлетворение потребностей и интересов воздействующей стороны.. Согласно Ю. Хабермасу, УКД ориентировано на взаимопонимание, консенсус, преодоление разногласий действующих субъектов в системе управления. УКД может быть реализовано в форме приказа, убеждения, внушения, эмоционального заражения. Ф. Знанецкий делит типы действий на две группы: приспособления (использование ценностей и возможностей работника) и оппозиции (применение угроз и репрессий). По содержанию действия подразделяются следующим образом: репродуктивные действия (следование традиции); действия социального отрицания (критика);действия социального творчества (рационализаторство). По М. Веберу, действие включает в себя элементы: субъект, объект, средства и методы, результат. В структуру УКД входят: решение, его реализация, контроль результата, коррекция.
Лит.: Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000; Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб. 2000; Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия // Вестник Московского ун-та, 1993, № 4. О.А. Волкова
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ
Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.