специфический вид деятельности государства, общественно-политических организаций, систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие на развитие наций и их взаимоотношений с целью достижения определенных целей. В демократическом обществе высшая цель управления состоит в том, чтобы оптимизировать развитие, упрочение и совершенствование всей системы национальных отношений. Проблема У. н. о. исключительно многогранна, что обусловлено многогранностью самих этих отношений, пронизывающих в многонациональном государстве все стороны общественной жизни. Поэтому она должна решаться совместными усилиями теоретиков и практиков, усилиями представителей всех наук, прямо или косвенно изучающих практику и теорию национальной жизни в своей стране и других многонациональных государствах.
При разработке управленческих мероприятий по осуществлению национальной политики не следует упускать из поля зрения те сферы общественной жизни, в которых они проявляются. Иначе говоря, осуществление научного управления предполагает выявление важнейших аспектов национальной жизни, требующих постоянного внимания и регулирования. Необходим также комплексный подход при анализе национальных проблем, учитывающий все стороны национальных отношений: экономические, социальные, политические, культурные, языковые, психологические и др.
Под У. н. о. подразумевается: во-первых, выявление и познание объективных закономерностей, тенденций развития наций и национальных отношений и разработка на этой основе оптимальной социальной политики в национальной сфере, вытекающей из учета объективных условий и соотношения взаимодействующих факторов; во-вторых, целенаправленное руководство ее развитием, в том числе планирование, организация, регулирование и контролирование; в-третьих, своевременное обнаружение и преодоление противоречий и препятствий на пути оптимального развития национальных отношений; в-четвертых, обоснование стабильности, прочности и дальнейшего совершенствования структурно-функционального единства системы, ее способности избавляться от аномалий и негативных отклонений. Национальные отношения относятся к числу трудно управляемых объектов. Как правило, они требуют длительного, систематического воздействия, а результаты управленческой деятельности бывают отдаленными, желаемые преобразования происходят медленно. Более того, непродуманные, необоснованные решения способны нанести огромный ущерб отношениям между нациями, перечеркнуть то позитивное, что накапливалось десятилетиями. Национальные отношения — деликатная сфера, здесь нужен осторожный, тонкий подход. Поэтому У. н. о. требует проявлять особую чуткость и осмотрительность во всем, что затрагивает интересы каждой нации, национальные чувства людей, своевременно разрешать возникающие в этой сфере вопросы.
Под У.н.о. отнюдь не имеется в виду вмешательство в естественно-исторический ход развития наций, насильственное вмешательство в национальную жизнь, межнациональные отношения. Безусловно, речь не идет об изменении этнических признаков национальных общностей. Недопустимы также насильственная ассимиляция и межэтническая интеграция. Короче говоря, У. н. о. (как и другими социальными процессами) несовместимо с субъективизмом и волюнтаризмом. Следует отметить, что в основном У. н. о. осуществляется не непосредственно, а опосредованно, через экономические, социальные, духовные, демографические, миграционные и иные факторы общественной жизни. Важно иметь в виду также, что преобразования разных сторон национальных отношений осуществляются неравномерно, что обусловливается своеобразием и особенностями проявления национального фактора в каждой из сфер общественной жизни. Касаясь механизма принятия и реализации управленческих решений, следует выделить следующие стадии.
Во-первых, теоретико-концептуальная стадия подготовки решения. Эта стадия управленческого процесса выполняется научными организациями, информационно-аналитическими центрами, экспертными советами. На основе концепции разрабатывается программа этнонационального развития и межнационального сотрудничества.
Во-вторых, стадия законодательного оформления программ, принципов и норм национальной политики. На этой стадии принимаются законоположения, акты и установления, определяющие конкретные пути и средства решения поставленных задач.
В-третьих, практическая реализация принятых решений и законоположений. Эта стадия непосредственно реализуется исполнительными органами федерального, регионального и местного уровней. Критерием эффективности У. н. о. является стабильность межнациональных отношений, установление межнационального согласия и мирного сожительства. У. н. о. — значит делать все необходимое для экономического, социального, духовного прогресса всех наций в многонациональном обществе. Если многонациональность государства из фактора слабости становится одним из факторов силы и могущества, значит управление национальной сферой осуществляется на основе продуманной, взвешенной национальной политики. См.: Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Национальная политика.