УПРАВЛЕНИЕ ПО ЦЕЛЯМ

Найдено 1 определение
УПРАВЛЕНИЕ ПО ЦЕЛЯМ
(УПЦ) Достаточно популярная сегодня у управленцев практиков, модель управления деловой организации, рассматривающая работу с целями организации, как главную функцию и основание для любой работы руководителя коллектива, действующнго в деловой организации на любом уровне.Предложенна в 60е гг. прошлого века. Сегодня различают два вида УПЦ:1) как направление практической деятельности менеджеров в деловых (производственно-коммерческих и финансовых) организациях, работающих в условиях современного динамичного рынка; и 2) как совокупность подходов к управлению и специальных теорий управления, сложившихся в рамках эмпирической школы, существующих в настоящее время в разных версиях во многих теориях организации и менеджмента... Деятельность по формированию системы целей и работы с ними рассматривается как главная задача менеджера, а система целей – как фактор, влияющий на структуру организации и обеспечивающий ее эффективное функционирование и долгосрочное развитие. Подход к УПЦ создавался П. Друкером, который рассматривал работу с целями , как важнейший элемент деятельности менеджеров в любой бизнес-организации. В качестве основных функций менеджеров он рассматривал: а) формирование системы целей (основных и вспомогаьтельных); б) уравновешивание целей. Основываясь на представлении о деловой организации как о системе, имеющей множество потребностей, он полагает, что менеджеры должны их обязательно учитывать и отражать в формируемой на разных уровнях организации системе целей. Он связывал возникновение системы целей с многообразием задач, решаемых менеджерами в разных секторах и сегментах деятельности , а также с разнообразием потребностей различных социальных групп как внутри, так и вне организации, заинтересованных в ее деятельности. Он формулирует два тезиса: 1) менеджер не может эффективно управлять организацией, ориентируясь только на экономическую цель; 2) работа по формированию системы целей и с системой целей необходима любым деловым организациям, поскольку их выживание и успешное развитие зависят от удовлетворения многообразных потребностей социальных групп. Исходя из этого, П. Друкер сформировал примерный перечень целей организации, связанных с определением типа (типов) рынка, на котором она должна работать; с установлением типа продукта, выпускаемого на данный рынок; с определением уровня планируемой прибыли; с установлением типа и источников необходимых ресурсов; с отношением к нововведениям и допустимому риску; с удовлетворением потребностей персонала; с обеспечением общественного признания ее деятельности в более широком социуме; с развитием менеджмента как главного фактора организационного развития. В рамках данной концепции работа с целями необходима для повышения эффективности деятельности и разработки долгосрочных стратегий развития организаций. Содержание этой работы может быть сведено к выбору перечня целей, расстановке приоритетов в системе целей, «уравновешиванию» и «жонглированию» целями. Наконец, именно с соотнесением реальных результатов с планируемыми (на основе созданной системы целей), а также с соотнесением целей между собой, связывается оценка эффективности деятельности организаций. Рассматривая цели как планируемый результат деятельности организации, П. Друкер пытается определить задачи, решению которых способствует работа с целями: оценка «широкого спектра коммерческих, производственных и социальных процессов» и их интерпретация; проверка истинности утверждений, латентно заложенных менеджером в основу проводимого курса; оценка и прогнозирование поведения отдельных работников, подразделений и других организаций; совершенствование деятельности организации.
Лит.: Друкер П. Эффективный менеджер. М., 1994; Щербина В.В.,Попова Е.П. Организационное развитие М.,2011. В.В. Щербина

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.

Похожие термины:

  • Управление результативностью по целям

    процесс оценки результативности, включающий этапы совместного определения руководителем и работником ключевых целей работника на конкретный период, оценки достижения работником целей по истеч