(УС) – руководство формированем личности, освоением человеком норм и правил поведения в обществе. Начиная с Э.Дюркгейма, все социологические школы, так или иначе, принимали участие в разработке теории социализации и стремились приложить ее к решению практических задач (.З. Фрейд, Ж. Пиаже, Дж. Митт и Дж. Хули, М. Митт и Р. Бенедикт и др.). В итоге удалось установить, что социализация имеет сложную природу, принимает разнообразные виды и формы. Выделяют полную, неполную и частичную социализации, адекватную и неадекватную реальности, прерывистую и непрерывную. Э.Г. Эриксон, например, рассматривает 8 стадий непрерывной социализации (младенчество, ранее детство, возраст детской игры, младший школьный возраст, становление индивидуальности (12-18 лет), начало взрослого периода, зрелый средний возраст, кризис пожилого возраста), которые сопровождаются активной ролью самого субъекта социализации во взаимодействии с различными факторами социальной среды. Одним их таких факторов, на первоначальной стадии социализации, является воспитание и образование, а также влияние молодежной субкультуры.На стадии зрелости таким фактором выступает опыт исправления жизненных ошибок и рефлексии относительно возможности «начать жизнь сначала». Примером социолого-управленческого исследования проблем социализации на начале взрослого, а тем более средне-зрелого периода, чрезвычайно мало. Тем больший интерес представляет социальный эксперимент, проведенный В.Т. Воловым (Современная гуманитарная академия). Проверялась гипотеза о влиянии на социализацию заключенных, в системе ФСИН, дистанционных технологий обучения. Предполагалось, что система исправления зависит от состояния феномена так называемой «пенитенциарной изоляции», который становится источником десоциализации. Вместо исправлений растет число рецидивов и внутренней преступности в тюремной системе. По замыслу исследования, участие осужденных в программах дистанционного обучения должно восстанавливать баланс периодов изоляции и периодов активной социальной коммуникации и положительно влиять на исход переломного этапа в социализации личности при переходе на стадию среднего зрелого возраста. Для проверки этих гипотез были проведены лонгитюдные исследования 402 участников программы Приволжского федерального округа и 110 респондентов осужденных из 33 регионов России. В качестве контрольной группы были задействованы 417 не включенных в программу осужденных и 500 законопослушных студентов негосударственных вузов примерно той же возрастной группы. Обработка результатов эксперимента показала, что, помимо повышения мотивации на исправление, произошло значительное, в 8-10 раз, снижение показателей редицивности и внутритюремной преступности. Этот вывод имеет большое значение не только для реформирования системы исправления-наказания, но и для уточнения общей концепции форм и стадий социализации, особенно в части проектирования регулятивов социализирующей социальной среды. См. Энтропийный метод анализа.
Лит.: Волов В.Т. Высшее образование как фактор управления социализацией осужденных в исправительных учреждениях. М., 2009; Волов В.Т. Информационно-коммуникационные технологии обучения как фактор управления социализацией личности в исправительных учреждениях // Социология образования, 2009, № 7. А.В.Тихонов