управление знаниями

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

управление знаниями
Knowledge management 1.Область технологий искусственного интеллекта, занимающаяся созданием информационного наполнения таких систем, его поддержкой и предоставлением к нему доступа пользователей и других программных систем. 2.Функция ИКТ, описанных в п. 1.

Источник: Глоссарий по информационному обществу.

УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ
( УЗ) - три значения: 1) процесс создания и преобразования знаний в базовые способности и конкурентные преимущества., управление компетенциями: «чем больше организация знает, тем больше она может узнать» (М. Зак), 2) управление теми, кто формирует, сохраняет и передает знание и 3) средство систематизации памяти организации, технический проект хранения знаний с помощью информационных технологий и изобретательное распоряжение им (А. Баркер). Как процесс регулирования функционирования и развития результатов мышления в обществе, УЗ состоит из взаимосвязанных субпроцессов управления производством/генерацией знаний (институт науки, венчурное предпринимательство), распространением (социальные институты образования, СМИ, инновационная кооперация), обменом (публикации, конференции, симпозиумы, работа ВТК) и потреблением (рынок инноваций). Вслед за Г. Шпиннером принято выделять уровни УЗ: академический, архивно-библиотечный, конституционно-правовой, экономический, технологический, бюрократический, военно-полицейский, интернационалистский. Идея работы со знанием (knowledge work) принадлежит П. Друкеру. В 1960-х он предпринял исторический обзор и заключил, что на первом этапе промышленной революции УЗ применялось к орудиям труда, процессам и продуктам посредством новых технологий, патентов и трудовых навыков. Позже, в период централизованной индустриализации, УЗ применялось к анализу работы, изучению временных и трудовых затрат. Сейчас знание применяют к самому себе. Успех в обществе знания зависит от искусства применения знания к существующим знаниям. УЗ стало управлением объединением знаний с собственными продуктами – инновациями и оптимизацией инновационных процессов. Актуальной стала проблема управления работающими со знаниями как с ресурсом. По П. Друкеру, это любой, кто занят умственным трудом. УЗ есть управление работающими со знанием и управление результатами их деятельности - инновациями. УЗ, как новое направление в управленческой науке, возникло в 1993, когда состоялась первая специализированная конференция в Бостоне (США). Предметная область УЗ прошла эволюционный путь развития от систем передачи технологий к системам обмена технологиями, к обмену знаниями, к инновационным системам знаний. Особенности УЗ как вида управленческой деятельности обусловлены сложностью и многоаспектностью знания как объекта и ресурса управления. Знание является верным отражением действительности в мышлении человека; проверенным общественной практикой результатом процесса познания. В социологии идеи УЗ развиваются на макро и на микроуровнях. На макроуровне разрабатываются идеи постиндустриального, информационного, основанного на знании общества и, соответственно, идеи управления обществом, основанном на знании. На микроуровне исследуется управление когнитивным поведением человека в группах и сообществах. УЗ – часть управления интеллектуальным капиталом. Эффективность УЗ – создание конкурентных отличительных преимуществ, приращение благ и богатства общества. В отечественной социологии управления разрабатывается проблема перевода знания об управлении в знание в управлении и обратно. См. также: Выращивание знаний.
Лит.: Баркер А. Алхимия инноваций. М., 2004; Зинов В.Г. Менеджмент инноваций: Кадровое обеспечение. М., 2005; Ионин Л.Г. Социология в обществе знаний: от эпохи модерна к информационному обществу. М., 2007; Поиск знаний как основа управления знаниями: http: // www.vest.msk.ru/tech/knowledge/default.asp Социология управления: фундаментальное и прикладное знание. Отв. ред. А.В.Тихонов. М.,2014.. Н.М. Лавренюк

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.