УРБАНИЗМ и АНТИУРБАНИЗМ
УРБАНИЗМ и АНТИУРБАНИЗМ
течения зап. обществ, мысли, сложившиеся во второй половине 19 в. под влиянием экстенсивной урбанизации стран Зап. Европы. В наст, время сохраняют свое значение в кач-ве важных элементов массового сознания зап. об-ва. У. и А. согласны в том, что крупный город есть воплощение зап. машинной цивилизации, но занимают противоположные позиции в оценке этого факта. Истоки У. и А. восходят к философии эпохи Просвещения, где оптимистическому взгляду на город (Монтескье, Г. Гердер) противостоит тотальное отрицание городской цивилизации (Ж.-Ж. Руссо). А. стал феноменом европ. культуры на рубеже 19—20 вв. Наибольшее влияние А. приобрел в Германии, где получил филос. обоснование в трудах Тенниса и Шпенглера. Характерные черты А.: противопоставление большого города традиционной малой общине; критика города как воплощения бездушия Нового времени, машинной цивилизации, либерализма и пролетарского движения; взгляд на урбанизацию как на нарушение естеств. хода вещей. Критика большого города содержала в кач-ве главного элемента ностальгию по исчезающему миру малых общин с их размеренным ритмом жизни, строгой регламентацией обязанностей, жесткой иерархией, устойчивым домашним и цеховым бытом. В своих крайних формах - А. отвергал город как «противное природе, гнусное искусственное образование». А. неоднороден. В нем содержатся элементы социальной утопии, направленной на поиск новых форм человеческого общежития (напр., идея города- сада Говарда). А. явл. идеологическим компонентом различ. политических движений — от крайне правых, в т. ч. фашистских [3, 217], до экологических. В наст, время влияние А. ослаблено. После второй мировой войны одним из ведущих элементов массового обществ, сознания зап. об-ва стал У., теоретическим выражением к-рого явл. социол. концепция, первоначально сформулированная Виртом (Городская социология). У. трактует городскую культуру как высшее проявление человеческой цивилизации, главный инструмент решения всех социальных конфликтов. В нек-рых совр. социол. теориях У. предстает в кач-ве магической силы, способной привести об-во в состояние консенсуса, добиться его культурной, политической и социальной интеграции при помощи распространения городского образа жизни и соответствующей градостроительной политики. У. лежит в основе совр. политики городского социального планирования. Леворадик. критики У. оценивают его как один из мифов, распространяемых господствующими классами [1, 114].