складывается из двух составляющих: 1) культурно-технич. потенциала населения, характеризующегося уровнем его образования и квалификации; 2) наличия и степени применения научно-технич. достижений, научн. открытий в обществ. производстве, во всех областях жизнедеятельности человека. Уровень образования и квалификации, взятый вне конкретного соц.-экономич. контекста, лишь частично характеризует образовательный, квалификационный, интеллектуальный потенциал об-ва. Для более полной характеристики Ук-т. необходимо учитывать также эффект использования, степень соответствия полученного образования и квалификации характеру исодержанию труда, конкретным требованиям рабочего места. Соответствие образования и ква лификации рабочих и служащих характеру и содержанию труда при известном "запасе" образования и квалификации с учетом перспективных требований развития конкретных отраслей нар. хоз-ва - важное условие соц.-экономич. развития об-ва. Наличие и степень применения научно-технич. достижений, научн. открытий в обществ производстве свидетельствуют о том, что технич. культура является материальным основанием культуры в целом. (Содержание технич культуры не исчерпывается совокупностью технич. устройств, производственной техникой. В эту материальную систему входят и другие виды техники: бытовая, строительная, космическая военная, научн. исследований и т. д.). Уровень развития технич. культуры - фактор повышения У.к.-т. об-ва не сам по себе, а в системе производительных сил, в контексте соц. и культурного прогресса. Техника воздействует на культурный потенциал об-ва опосредствованно через систему обществ., прежде всего экономим, и соц., отношений. Развитие техники - социально обусловленный процесс, зависящий от многих соц.-экономич. факторов, от общего культурного фона эпохи, определяющего не только направленность, соц. цели и темпы технич. прогресса, но и его содержание и характер. В современных условиях повышение У.к.-т. все в большей степени зависит от уровня развития науки, к-рая, оставаясь духовным потенциалом производства, превращается в непосредственную производительную силу об-ва и становится частью не только духовной, но и материальной культуры. Лит.: Соколова Г.Н. Культура труда в социальном развитии рабочего класса. Минск, 1984; Негодаев И.А. НТР и культура. Ростов, 1985; Соколова Г.Н. Культура труда в социальном развитии технической интеллигенции. Минск, 1989. И.Б. Орлова.