Утечка умов
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Источник: Терминологический словарь карьеры. М. МГТУ им. Н.Э. Баумана 2014
Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
´УТЕЧКА УМОВ´ (англ. ´Brain drain´), эмиграция научно-технич. кадров из развивающихся стран в экономически развитые капиталистич. страны, своеобразный вид совр. международной миграции населения. По оценкам ООН, только в 1960-70-х гг. финанс. потери развивающихся стран от ´У. у.´ в экономически развитые капиталистич. страны составили 46 млрд. долл. Проводя политику поощрения притока специалистов из развивающихся стран, ведущие империалистич. державы стремятся увековечить отношения экон. и политич. неравенства, сохранить неоколониальную зависимость, помешать социальному прогрессу молодых нац. гос-в.
Аваков Р., Гаврилюк В., ´Похищение умов´, М. 1970.
Квалифицированные специалисты переезжают в другие страны по многим причинам, включая более высокую зарплату, более благоприятные условия, более широкие возможности для продвижения по службе. Принимающие государства также содействуют профессиональной иммиграции за счет использования систем набора, а также отбора кадров, которые облегчают процедуру их въезда. Эти системы набора кадров являются эффективными механизмами, предназначенными для привлечения самых лучших и талантливых специалистов из развивающихся стран, так что у иммигрантов в США в 1990 г. уровень образования был в два раза выше, чем у их соотечественников в странах их происхождения. Так, в 2000 г. число жителей Ямайки с высшим образованием, проживающих в США, в 3,7 раза превышало соответствующий показатель для лиц, проживающих на родине, а из каждых десяти выпускников колледжей в Сальвадоре четыре выпускника находились в США. По оценкам MOM, как минимум одна треть выпускников колледжей 40% африканских стран живут за границей. «Утечка мозгов» может привести к образованию замкнутого порочного круга, который замедляет развитие. Например, эмиграция африканских врачей и медицинских сестер приводит к ухудшению уровня здравоохранения на континенте, в то время когда возрастают потребности в медицинских услугах в связи с эпидемией СПИДа и с недавними инициативами, направленными на повышение уровня иммунизации населения. В результате эмиграции в этих странах остается очень мало медицинских работников, особенно в сельской местности, возрастает нагрузка на остающийся медицинский персонал и может замедлиться процесс изменений в системах здравоохранения. В таких странах, как Ямайка и Гана, число подготовленных на мостах врачей, которые работают за границей, превышает соответствующее число врачей, которые работают внутри этих стран.
По некоторым оценкам, как минимум 400 тыс. ученых и инженеров из развивающихся стран работают в промышленно развитых странах в области НИОКР — против около 1,2 млн. специалистов, которые работают у себя на родине.
Миграция студентов предшествует процессу «утечки мозгов». По данным ОЭСР, в 2000 г. около 1,5 млн. иностранных студентов учились в высших учебных заведениях государств-членов, причем половина из них прибыли из стран, которые не являются членами этой организации. В США обучались 475 тыс. студентов, в Великобритании — 223 тыс. человек, в Германии — 187 тыс. и в Австралии — 105 тыс. человек. Большинство студентов намерены проживать в странах обучения временно — лишь в течение периода своего обучения, однако значительная часть по завершении обучения становится постоянными мигрантами. Около 47% ученых, родившихся в других странах и имеющих степень доктора наук, остаются в США, хотя этот показатель различается в зависимости от стран происхождения мигрантов. В период с 1990 по 1999 г. процентная доля иностранных ученых с докторской степенью в области естественных и технических наук, которые остались работать в США, была выше среди мигрантов из Китая (87%), Индии (82%) и Великобритании (79%), чем среди мигрантов из Тайваня (Китай) (57%) или Республики Кореи (39%).
Какой ущерб наносит «утечка мозгов»? Здесь существуют как издержки, так и выгоды. Издержки, в частности, заключаются в том, что те, кто уезжает из своих стран, зачастую являются самыми способными и талантливыми, что уменьшает потенциал данной страны в отношении обеспечения долгосрочного экономического роста. Для стран, которые потеряли значительную часть своей квалифицированной рабочей силы, этот процесс мог снизить прибыль на капитал. Местным фирмам, которые инвестируют средства в обучение работников, будет также сложно компенсировать вложенные ими средства, если эти подготовленные работники будут регулярно уезжать из страны. Эмиграция высококвалифицированных специалистов, особенно в том случае, когда она приобретает кумулятивный характер, может в значительной степени усложнить задачу создания критической массы научно-технических знании и опыта, необходимых для разработки новых изделий или для адаптации импортированных производственных технологий к местным условиям. История индустриализации свидетельствует о важности усвоения технических знаний и создания потенциала на уровне предприятий для разработки инновационных процессов и изделий. Такой потенциал утрачивается, если лучшие рабочие и специалисты используют открывающиеся возможности для эмиграции. Однако отток образованных людей необязательно наносит ущерб. По данным исследований МОТ, чистое воздействие квалифицированной эмиграции из развивающихся стран представляет собой баланс непосредственных и косвенных результатов. Самым непосредственным результатом эмиграции квалифицированных кадров является сокращение объема людских ресурсов, что имеет исключительная важное значение для производительности и экономического роста. Но этот процесс приводит в действие ряд сил, которые могут содействовать экономическому росту на основе эффекта обратной связи. В частности, возвращающиеся мигранты привозят в страну приобретенные ими за границей профессиональные навыки и производственный опыт, что способствует росту производительности. Возможность получения более высоких доходов путем миграции может сама по себе стимулировать больший объем инвестиций в образование, как в государственное, так и в частное, чем в том случае, если бы такой возможности не существовало. Эмигранты, проживающие за границей, направляют в свои страны средства путем денежных переводов. Они также передают знания, технологии и осуществляют инвестиции в странах происхождения, что стимулирует производительность и экономическое развитие. Центральной проблемой для развивающихся стран может стать обеспечение соответствующего участия в обмене производственными навыками, который происходит на глобальном рынке труда.
Источники: Доклад VI. За справедливый подход к трудящимся-мигрантам в глобальной экономике / Международная конференция труда. 92-я сессия, 2004. С. 20 — 23; Народонаселение: Энциклопедический словарь / Под ред. Г.Г. Меликьян; М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. С. 540.
Источник: Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие