Утилитаризм

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Утилитаризм
принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

Утилитаризм
(англ. utilitarism лат. utilitas – польза, выгода) – принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможность служить средством для достижения какойлибо цели; направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков.

Источник: Профессионально-этические основы социальной работы словарь терминов

УТИЛИТАРИЗМ
позиция и подход при рассмотрении и решении социально-политических проблем, требующие исходить прежде всего или исключительно из принципа полезности, из возможности получения непосредственной выгоды или достижения поставленной цели. Идеи утилитаризма уходят корнями в XV1I1 - XIX вв. (И.Бентам, Дж.Милль, и др.). В современной жизни утилитаризм приводит к узкому практицизму, к безудержному стремлению всегда и везде извлекать сиюминутную материальную выгоду, не считаясь ни с кем и ни с чем другим, к стяжательству и бездуховности, что видно в современной жизни России.

Источник: Словарь-справочник по социологии 2000

УТИЛИТАРИЗМ
от лат. utilitas - польза, выгода) -англ. utilitarianism; нем. utilitarismus. 1. Принцип поведения, отрицающий значение духовных интересов и выражающийся в подчинении всех поступков человека получению материальной выгоды, эгоистическому расчету. 2. Этическая теория (И. Вентам, Дж. Милль), в основе к-рой лежит принцип полезности, провозглашающий единственной целью моральной деятельности достижение наибольшего счастья для наибольшего числа людей, что должно нейтрализовать противоположность классовых интересов и последствия конкуренции. У. определяет источник нравственности не соц.-истор. законами, а природным стремлением человека испытывать наслаждение и избегать страдания. 3. Мировоззренческая и соц.-филос. ориентация в науках о человеке, исходящая из принципа полезности как основополагающего.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Утилитаризм
utilitarianism), направление в этике, основоположником к-рого является Джереми Бентам (1748—1832), детальное развитие получило в трудах Милля. У. определяет цель морали как наибольшее счастье для наибольшего числа людей и в духе консеквенциализма утверждает, что действие морально в той мере, в какой оно способствует осуществлению этой цели. Хотя доктрина У. неоднозначна, в первую очередь из-за принципиальной сложности количеств, сравнения счастья одного человека со счастьем др., он заслужил репутацию на редкость устойчивой теории, края продолжает приобретать сторонников. В значит. мере ее привлекательность объясняется видимой ясностью и простотой: понятие счастья кажется гораздо более понятным, чем др. моральные категории (такие, как естественное право), а правило умножай счастье предлагает якобы решительный и эффективный способ выбора поведения. У. особенно подходит как простой способ принятия решений. Однако он не может объяснить, почему, помимо счастья, мы ценим и др. вещи, напр., равенство и справедливость.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

УТИЛИТАРИЗМ
UTILITARIANISM) Социальная философия, связанная с именами И. Бентама и Дж.С .Милля (хотя таких ее предшественников, как Т. Гоббс, Дж. Локк и Д. Юм, также иногда называют утилитаристами) и отдававшая приоритет удовлетворению потребностей индивида. В ее рамках наибольшее благо определялось просто как наибольшее счастье наибольшего числа людей. Основное влияние на социальные науки утилитаризм оказал посредством своей модели социального действия, согласно которой индивиды рациональным образом преследуют собственные интересы, и своей концепции общества как совокупности (aggregation) атомизированных индивидов, объединяемых своекорыстием (self-interest). Влияние этих концепций испытали бихевиористская психология и экономическая наука, а также социологические обмена теория и рационального выбора теория. Однако большее влияние на социологию оказала французская коллективистская традиция (главным образом через работы Э.Дюркгейма), в рамках которой обществу придавалось большее значение, нежели индивиду, а социальный порядок рассматривался как результат культурных традиций, не сводимых к интересам индивидов. См. также: Атомизм; Общественный договор. Лит.: Parsons (1968с)

Источник: Социологический словарь

УТИЛИТАРИЗМ
utilitarianism) — философская школа мысли, согласно которой полезность — средство достижения счастья наибольшего числа людей. Термин обычно ассоциируется с Иеремией Бентамом (1748—1832) и Джоном Стюартом Миллем (1806—1873), хотя утверждают, что более ранние философские работы Гоббса, Юма и Локка также являются утилитаристскими. Именно реализация полезности — надлежащая цель в жизни, но ей могут препятствовать эгоистичное предубеждение и невежество. Поведение, увеличивающее счастье и уменьшающее страдание, должно поощряться, а приносящее несчастье — запрещаться. Утилитаризм, следовательно, подразумевает модель социальной деятельности, в которой индивидуумы сознательно преследуют свои личные интересы, а общество - не более, чем масса индивидуумов, сведенных вместе в реализации этих целей. Бентам применял данные принципы к политэкономии, социальной политике и праву. Утилитаризм повлиял на создание многих учреждений 19-го столетия. Часть из них — тюрьмы и приюты — сохраняется и поныне (см. Паноптикум). Утилитаристские идеи оказали влияние на Спенсера, а Дюркгейм относился к ним критически, утверждая, что социальный порядок — результат культурных традиций, не сводимых к индивидуальным интересам См. также Справедливость.

Источник: Большой толковый социологический словарь

УТИЛИТАРИЗМ
от лат. utilitas - польза, выгода) - в соц. науках один из вариантов теории полезности. Принципы теории полезности как подхода к рассмотрению явлений и процессов соц. жизни и деятельности индивидов в их взаимном общении как отношений полезности, взаимного использования широко применялись Т. Гоббсом, Дж. Локком, К. Гельвецием, П. Гольбахом. Наиболее полное подчинение всех существующих отношений отношениям полезности, возведение отношения полезности в единственное содержание всех остальных отношений предпринимает в своих работах И. Бентам, считаются основоположником У. Идентифицируя полезность с удовольствием, наслаждением, Бентам полагал, что в основе нравственности должно лежать стремление к "наибольшему счастью наибольшего числа людей" и что в максимизации пользы через установление гармонии индивидуальных и обществ. интересов заключается истинная цель человечества. Пытаясь применить этот подход к экономике, управлению, праву, Бентам в качестве единственного операционального инструмента использовал баланс пользы и страдания. Под заметным влиянием У. находилась ранняя английская социология, особенно Г. Спенсер; принципы У. резко критиковал Э. Дюркгейм; в современной социологии принципы У. широкого применения не нашли. Лит.: Милль Дж. Утилитарианизм. СПб, 1900; Гоббс Т. Левиафан. М., 1936; Bentham J. Deonthology or the sci
ence of morality. L., 1834. A.M. Чупрынин.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

УТИЛИТАРИЗМ
(лат utilitas — польза, выгода) — мировоззренческая и социально-филос. ориентация в науках о человеке, отправляющаяся от принципа полезности как основополагающего. Рассмотрение явлений и процессов обществ, жизни прежде всего с т. зр. полезности, взаимного использования практиковалось еще Гоббсом, Локком, Юмом, а ' особенно широко Гельвецием и Гольбахом. Наиболее последовательную попытку подчинить все существующие отношения людей отношению полезности предпринимает Вентам, считающийся основоположником У. Отождествляя полезность с удовольствием, наслаждением, он полагал, что в основе нравственности должно лежать стремление к наибольшему счастью наибольшего числа людей и цель развития человечества состоит в максимизации всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и обществ, интересов.
Сводя интересы об-ва к совокупности частных интересов, Бентам применял эти принципы при исследовании экономики, управления, права, используя в кач-ве единственного операционального инструмента баланс пользы (наслаждения) и страдания. Критикуя теорию полярности, Маркс и Энгельс указывали на то, что подмена всего многообразия человеческих отношений отношением полезности явл. малоплодотворной метафизической абстракцией и отражает в превращенной форме доминирование в об-ве системы капиталистической эксплуатации и практическое подчинение всех обществ, отношений денежно-торгашескому отношению [3]. У. оказал значит, влияние на англ. социологию в период ее становления, его принципы широко использовал Спенсер-, с др. стороны, утилитаристские идеи резко критиковал Дюркгейм. Ъ совр. социологии У. не получил широкого распространения; наиболее заметно его традиции прослеживаются в теории социального обмена.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
298.15 кб

Социальный утилитаризм: принципы, связь с политикой

Шпак Лидия Леонидовна
В статье характеризуются принципы социального утилитаризма во взаимосвязи с политикой. Автор не отождествляет социальный утилитаризм с холодным прагматизмом, безучастным к судьбам людей и опирающимся на чистую выгоду момента.
Читать PDF
174.92 кб

Утилитаризм Н. Г. Чернышевского, П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского

Фролова Наталия Александровна
Ядром философских учений о человеке, разработанных Чернышевским, Лавровым и Михайловским, являлась идея целостного понимания человека, согласно которой личность представляет собой нераздельное целое и в этой связи все внутренние и
Читать PDF
268.23 кб

Утилитаризм как философия образования

Яркова Е.Н.
Цель. Статья посвящена репрезентации утилитаризма как философии образования. Центральная проблема работы релевантность утилитаристских стратегий современному этапу развития образования в России.
Читать PDF
274.43 кб

Гендерные коммуникативные стратегии: мужской утилитаризм vs. женская игра часть 1

Шаров К.С.
В данной статье проведен анализ репрезентации гендерных ролей и гендерных стереотипов в невербальной коммуникации. Показано, что существуют две различные гендерные коммуникативные субкультуры – мужская и женская.
Читать PDF
376.36 кб

Моральный утилитаризм и политика

Федоров Геннадий Семенович
Рассмотрены понятие «моральный утилитаризм», его причины и характеристики.
Читать PDF
230.52 кб

Либеральный утилитаризм в контексте теории социального государства

Кибардина Л. Н.
В статье рассматриваются основные принципы либерального утилитаризма концепций социальной справедливости в их диалектическом развитии, а также их нормативное значение для решения социально-экономических проблем в современной Росси
Читать PDF
309.89 кб

Гераклит в материалистической диалектике: филологический поиск истины или утилитаризм партийной фило

Жилин Владимир Ильич
В своём исследовании автор обнаружил, что материалистическая диалектика, впитавшая в себя «поставленную на ноги» диалектику Гегеля, вместе с тем дистанцируется от идей Гераклита, которые Гегелем были безоговорочно приняты.
Читать PDF
1.30 мб

Национализм и утилитаризм в России

Яркова Е.Н.
Читать PDF
298.45 кб

Гендерные коммуникативные стратегии: мужской утилитаризм vs. женская игра. Часть 2

Шаров Константин Сергеевич
В данной статье проведен анализ репрезентации гендерных ролей и гендерных стереотипов в невербальной коммуникации. Показано, что существуют две различные гендерные коммуникативные субкультуры – мужская и женская.
Читать PDF
7.01 мб

Классический утилитаризм: основные проблемы

Серебрянский Дмитрий Сергеевич
Статья посвящена анализу основных теоретических положений классического утилитаризма.
Читать PDF
256.24 кб

Утилитаризм и нормативная аргументация: логика потребительской культуры

Ермоленко Г.А.
Статья посвящена анализу своеобразной «потребительской логики», лежащей в основе языка потребительской культуры.
Читать PDF
281.40 кб

Утилитаристские ценности профессионального самоопределения личности

Удалова Екатерина Сергеевна
В данной статье представлено новое видение феномена профессионального самоопределения с точки зрения ценностного подхода.
Читать PDF
229.88 кб

Австралия: от утилитаризма к прикладной этике

Лунева М. Е.
В статье освящаются важные аспекты развития этических учений в Австралии в ХХ веке. Раскрываются их истоки и обозначаются магистральные линии философских влияний в этой области.
Читать PDF
2.05 мб

Философия хозяйства С. Н. Булгакова: по ту сторону утилитаризма и аскетизма

Осипов И. Д.
This article is aimed at analyzing S.N. Bulgakov's philosophy of economy. The views of the famous Russian philosopher are based on the principles of social Christianity and natural philosophy.
Читать PDF
109.84 кб

Истина и справедливость: обоснование утилитаризма в теории морального реализма

Орлова Татьяна Александровна
В статье автор рассматривает ключевые моменты в дискуссиях представителей разных направлений современной аналитической этики. Автор уделяет важное внимание дискуссиям между реалистами и сторонниками лингвистического релятивизма.

Похожие термины:

  • УТИЛИТАРИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ

    (от лат. utilitas - польза, выгода) - узкий практицизм, стремление извлекать из любого социального явления непосредственную материальную выгоду или пользу. У.с. признает пользу и выгоду критериями нравс