УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СОЦИАЛИЗМ УТОПИЧЕСКИЙ
англ. socialism, Utopian; нем. Sozialismus, utopischer. Концепции соц. устройства, основанные на утопии идеального бесклассового общества.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
utopian socialism) - ранние формы социалистической мысли нового времени (включая идеи Сен-Симона, Фурье и Оуэна), критиковавшиеся Марксом как "утопические" (см. Утопия; Утопические коммуны), поскольку они считались основанными на неадекватной научной концепции динамики капиталистического общества и необходимости классовой борьбы.

Источник: Большой толковый социологический словарь

СОЦИАЛИЗМ УТОПИЧЕСКИЙ
Одно из течений в общественной мысли, способ обоснования неизбежности создания некоего “идеального” общества (социализм, коммунизм), которое будет резко отличаться от реальной действительности как несовершенной и бесчеловечной. Первые попытки предвосхитить идеальное будущее человечества имели место уже в древней мифологии (миф о “золотом веке” человечества) и в ранней философии (учение Платона об “идеальном” государстве) Собственно С. у. возник как интеллектуальная реакция на зарождавшееся в XV в. капиталистическое общество с присущими ему социальным неравенством и эксплуатацией наемного труда.
Первый этап развития С. у. охватывает период с XVI по XVIII в. Т. Мор, Т. Кампанелла, Д. Уинстенли, Ж. Мелье, Г. Мабли, Г. Бабеф в своих произведениях развивали социалистические и коммунистические идеи. Все они резко критиковали капитализм (прежде всего, частную собственность как его основу) и рисовали нередко весьма детальный образ общества будущего, которое должно стать альтернативой “бесчеловечному” капитализму.
После Великой французской революции 1789 г. в первой половине XIX в. начинается новый этап в развитии социалистических и коммунистических идей. С. у. переживает период бурного расцвета. Появляются и сами термины “социализм” и “коммунизм”. В произведениях К.А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна идеи о социально справедливом обществе нашли свое дальнейшее развитие. Представители этого этапа считали, что капитализм не отвечает природе человека и критиковали буржуазное общество за вопиющее неравенство, несправедливость, бесправие бедняков. Сен-Симон, Фурье и Оуэн искали закономерности в развитии общества и пытались обосновать неизбежность наступления нового строя.
При всех своих теоретических достижениях социалисты-утописты разделяли идеи рационалистов XVIII в. о том, что все недостатки общества коренятся в невежестве и что достаточно объяснить причину зла и заблуждений, чтобы породить неудержимое стремление изменить существующее положение к лучшему.
Социалистические проекты в значительной мере были представлены и в общественной мысли России, что подпитывалось остротой социальных противоречий в стране. Поиски некоего “царства божьего на земле” имели место на протяжении многих веков, они неизменно сопровождали все крестьянские выступления. Зачастую не столько теоретическую, сколько литературно-публицистическую форму С. у. в России обрел в творчестве таких мыслителей, как А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский. Особое место занимает учение А.И. Герцена о возможности построения в России “крестьянского” (общинного) социализма.
С. у. является закономерным явлением общественной мысли. Он отразил острейшие социально-экономические проблемы и противоречия общества. В нем выразилась вековая мечта человечества о более разумном, гуманном и справедливом устройстве общественной жизни.

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.