loss) – чувства и поведение, сопровождающие ТЯЖЕЛУЮ УТРАТУ, перемены и/или расставание непосредственно после тяжелой утраты или перемен.
Социальным работникам часто приходится общаться с клиентами, страдающими от утраты. Так, например, дети, переехавшие из семьи в детское учреждение; пожилые люди, попавшие в интернат; пострадавшие в результате дорожно-транспортного происшествия; люди с серьезными нарушениями чувствительности в большей или меньшей степени будут испытывать чувство утраты. Вместе с тем утрата не всегда сопровождается психологической травмой. При адекватной социальной поддержке и поощрении такие утраты могут сыграть позитивную роль. Психотравмирующая утрата сопровождает болезненные жизненные события, например развод, смерть, потерю работы. Некоторые утраты ведут к усилению контроля над своей жизнью, например развод или смена работы, что смягчает последствия утраты. Чувства и переживания, свойственные утрате, зависят от эффективности системы поддержки, личностных особенностей человека и ранее выработанных стратегий преодоления жизненных кризисов.
Утрата возможна только при наличии ПРИВЯЗАННОСТИ к человеку, месту или объекту, с которым происходит расставание. Утрату обычно сопровождают такие эмоции, как тревога, опасения, страх, одиночество, снижение самооценки, беспомощность, замешательство. Нередко возникает гнев на умершего или других людей, в частности на медицинских работников. Наряду с этим люди иногда испытывают облегчение, готовность к борьбе, предвкушают «новую жизнь» в зависимости от отношения к умершему или оставленному человеку.
Утрату могут сопровождать плач, тоска, паника, поисковая активность, отстраненность, пассивность, апатия, беспокойство, болтливость, сонливость, потеря интереса к жизни. Иногда возникает стремление окружить себя изображениями умершего, погрузиться в воспоминания или, напротив, отказаться от просмотра фотографий. Возможны различные физические ощущения: изменение частоты сердечных сокращений, дыхания, мышечное напряжение, нарушение аппетита, бессонница, галлюцинации, перерывы в течении мыслей, склонность наблюдать за движениями окружающих.
Широкий спектр реакций на утрату отражает многообразие способов совладания с психотравмирующими жизненными событиями. В принципе, человек может проявить любые эмоциональные, поведенческие и физические реакции на утрату в любом сочетании или никак не отреагировать; однако большинство людей на какое-то время утрачивают интерес к социальной жизни и межличностным отношениям. Исцеление от утраты считается завершенным, когда человек вновь начинает испытывать удовольствие от обычных дел.
Социальная работа с переживающими утрату заключается в том, чтобы позволить человеку исследовать природу и глубину утраты. Например, женщина, потерявшая мужа, может рассуждать не просто о потере спутника жизни, а о снижении дохода, двойном грузе обязанностей по воспитанию детей или внуков, изменении социального положения, разрыве дружеских отношений, необходимости поменять жилье. Крайне необходимой является помощь в таких практических вопросах, как организация похорон, оплата счетов, покупки, составление документов. Чувство утраты, которое испытывает пожилой человек, переехавший в интернат, можно частично компенсировать, если оказать помощь в принятии решений, перевозке вещей, новых знакомствах, дать возможность попрощаться с привычным окружением, эмоционально поддержать человека, теряющего дом и самостоятельность. Темнокожие пожилые люди могут тосковать по родине, которую больше никогда не увидят, социальным работникам следует учитывать их желание поделиться воспоминаниями с представителями своей расы.
Социальная работа при утрате направлена также на выяснение того, как человек справлялся с болезненными жизненными событиями в прошлом, как их осмыслял. Это позволяет отыскать сильные стороны, которые можно использовать в текущей ситуации. Кроме того, удается выявить нуждающихся в специализированной помощи и направить их на ПСИХОТЕРАПИЮ и/или медицинское вмешательство.
0.00 байт
Утрата обществом и человеком смысложизненной целостности как проявление духовной люмпенизации
В статье выявляются тенденции утраты в условиях духовной люмпенизации обществом и человеком смысложизненной целостности как системы сознательных и избирательных связей, отражающих направленность личности и наличие социально-значим