ВАХ Иоахим

Найдено 1 определение
ВАХ Иоахим
(1898-1955) - историк, религиовед, социолог. Родился в Саксонии, много лет провел в США, скончался в Швейцарии. Образование получил в университетах Лейпцига, Мюнхена и Берлина, где изучал историю религий, ориенталистику и мировую литературу. С 1924 г. преподавал историю религий в Лейпцигском университете. Основное научное внимание в то время В. посвящал выработке методов познания религии, которые были бы свободны от нормативности теологии и философии религии и могли основываться на эмпирических дескриптивных данных («Наука о религии. Пролегомены к ее теоретическому обоснованию», 1924). В 1926-1933 гг. он работает над трехтомным исследованием по истории герменевтики в немецкой религиозно-философской мысли XIX в. В 1931 г. выходит в свет труд В. «Введение в социологию религии», положения которого легли в основу последующей разработки им теоретико-методологической концепции социологического изучения религии. Ведущей идеей становится подход к феноменам религии на основе выяснения их связи с интеллектуальными и социальными процессами в каждую конкретную эпоху. В 1935 г. он эмигрировал в США, где занимался преподавательской и научной деятельностью. С 1945 г. до конца жизни В. был профессором истории религии в Чикагском университете. Его взгляды на исследование религии, после переработки текста 1931 г. с учетом прочитанного в США лекционного курса, были систематизировано изложены в труде 1944 г. под названием «Социология религии», который неоднократно переиздавался впоследствии (в 1945 г. В. опубликовал еще и тезисное изложение основных идей этого труда). В. также принадлежат разнообразные работы по истории религий и опыт социологического описания взаимоотношений «учитель - ученик» в религиозной сфере. В 1950-е годы В. работает над созданием комплексной теории понимания и объяснения религии, отводя социологии религии роль «моста» между религиоведческими науками и другими областями социального знания. Этому были посвящены работы, вошедшие в сборник его религиоведческих произведений «Типы религиозного опыта - христианского и нехристианского» (1951), включая статью «Церковь, деноминация и секта», а также вышедший посмертно труд «Сравнительное изучение религий» (1958). В теоретико-методологическом плане религиоведческие труды В. могут быть отнесены к феноменологическому подходу в социологии религии. Разделяя идеи немецкого теолога Рудольфа Отто (1869-1937), В. полагал, что сущность религии раскрывается в мистическом «нуминозном» (от лат. numen - божественность) состоянии человеческой души, возникающем при непосредственном переживании встречи со «святым» (священным), т. е. с абсолютным первоначалом бытия. Это состояние находится за пределами рационального и не поддается научному познанию. Однако жизнь верующих всегда происходит в какой-либо социальной реальности и поэтому выражение их религиозности (ответ на влекущее к себе воздействие священного) присутствует в формах, соответствующих общественному устройству: доктринах, ритуалах, организациях и других религиозных институтах. В отличие от непостижимой «метасоциальной» сущности религии, ее явления в человеческой жизни доступны исследовательским операциям (наблюдению, описанию, гипологизации и пр.). То, что в религии присутствуют и социальные аспекты, делает возможным применение к ней социологического подхода. Исходя из этой посылки, В. определял задачи и возможности социологии религии. Прежде всего он обращает внимание на пределы компетенции социологии по отношению к религии. Доступным социологическому анализу может быть только то, что относится к практическим сторонам выражения религиозности - ритуально-культовой и организационной. Эти стороны охватывают свидетельства взаимопроникновения религиозного и социального обряды, богослужения, церковное устройство и т. п., поддающиеся раскрытию посредством научного инструментария. Использование социологических методов позволяет выяснить взаимодействие религии и общества на уровне конкретных отношений верующих индивидов и религиозных групп с социальными институтами, понять содержание и последствия исторической изменчивости и трансформаций религиозной жизни общества. Особое внимание В. сосредоточивает на поисках религиозных основ социальных связей, анализе типов религиозных группировок и авторитетов, взаимоотношений религиозных групп друг с другом и другими общественными группами. В этом он в известной мере опирался на ряд методологических подходов Трёльча и Вебера. В то же время В. подчеркивает качественное отличие всего, что присутствует в обществе как свидетельство религии, от внешне аналогичных светских образований. Потусторонний и трансцендентный характер источника религии выводит его за пределы предмета социологии. Поэтому все, что связано с мистическим опытом людей (см. Мистика) и чувственно-эмоциональным переживанием ими «нуминозного», оказывается вне досягаемости социологии религии. Социология должна отказаться от претензии проникнуть в эти состояния. В. считал социологию религии частью «общей науки о религии», куда относил также феноменологию, историю и психологию религии. При всей их специфике эти направления знания, по его представлению, являются в принципе описательными дисциплинами, стремящимися понять природу всех религий. Для более точного объяснения исследуемого предмета социология религии должна учитывать и вводить в свой оборот достижения этих дисциплин. Несколько особняком стоит философия религии - она является родственной теологии вследствие своих нормативных интересов, но нацеленность у нее аналогична тому, что и у науки о религии в целом. По сравнению со всеми другими направлениями знания теология как нормативная дисциплина имеет своим назначением строгую интерпретацию и разъяснение какого-либо одного конкретного вероисповедания. Благодаря этому свойству теология позволяет вникнуть в недоступные науке внутренние особенности религии. Размышляя над этой темой, В. ставит не утрачивающий актуальности вопрос о взаимоотношении социологии религии и теологии. Изучающий религию социолог неизбежно сталкивается с такими вещами, которые касаются отношения человека к сверхъестественному. Сугубо социологическая позиция, считал В., не дает возможности исследователю досконально понять эти вещи. Чтобы осмыслить подлинное значение религиозных явлений необходимо дополнить социологический подход теологическим - нормативным, исходящим из притязаний самой религии. Благодаря этой операции достигается «вчувствование» исследователя в религиозный предмет своего изучения. Но на этом, собственно, и заканчивается научная составляющая понимания религии - оно переходит в обретение личного религиозного опыта.

Источник: Социология религии. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
85.21 кб

Социология религии Иоахима Ваха

Козлова Ирина Львовна
Иоахим Вах (1898-1955), один из классиков религиоведения, посвятил значительную часть своей научной жизни изучению социологических аспектов религиозного опыта, социальных функций религии, разработке социологических задач системати