(Wajcman Judy, Вайсман Джудзі) (род. 1950) — ведущий англо-австралийский социолог, занимающаяся проблемами информационно-коммуникативных процессов на основе гендерной теории и методологии исследований науки и технологии (Science and Technology Studies, или STS). Дж. Вайсман возглавляет кафедру социологии в Лондонской школе экономики (с 2009 г. по настоящее время). До 2009 г. она рабо тала в исследовательской школе социальных наук Австралийского национального университета, а в настоящее время является также научным сотрудником Института проблем интернета в университете Оксфорда. Ее работы переведены на греческий, испанский, корейский, немецкий, португальский, французский и японский языки. Дж. Вайсман внесла важный вклад в соединение идей феминистской социальной теории с подходом STS. Сборник «Социальное конструирование технологии», который Дж. Вайсман отредактировала вместе с британским социологом Дональдом Макензи, признан ключевым текстом в социологии технологии и переиздавался семь раз после выхода в 1985 г. По мнению Дж. Вайсман, подход STS долгое время отличался господством исключительно «мужского дискурса», поэтому ее силы как ученого были направлены на то, чтобы состоялся диалог между представителями STS и авторами феминистских разработок по проблемам домашнего труда, домашней техники и репродуктивных технологий. Эти проблемы нашли развитие в ее книге «Феминизм противостоит технологии» (1991), где дан обзор области исследований и аргументировано выстраивание феминистской перспективы в социальных дебатах о науке и технологии. В этой книге Дж. Вайсман проанализировала пути, которыми иерархия, построенная на гендерном различении, глубоко внедряется в проектирование, развитие, распространение и использование технических изобретений, она показала, что технические артефакты сформированы, помимо других социальных влияний, гендерными отношениями. Взаимная конституция общества и технологии, и особенно гендера и технологии, была ключевой темой этой книги Дж. Вайсман. По мнению Дж. Вайсман, чтобы продвигаться вперед, необходимо продолжить рационализировать наше понимание отношений между ИКТ и гендером так, чтобы не обращаться с технологией или только как с чем-то обязательно патриархальным, или как с однозначно дающим возможности эмансипации. Дж. Вайсман развивает концепцию технофеминизма, подчеркивая, что связь между полом и ИКТ не является неизменно установленной. В то время как процесс проектирования решает многое, технологии все же зависят и от непреднамеренных социальных последствий их распространения и доместикации. Способность пользователей-женщин произвести новые, выгодные для них, «прочтения» технических артефактов зависит от более широких экономических и социальных обстоятельств их жизни. Наблюдаются большие различия женского опыта ИКТ, определяемые географическим местом, национальностью, классом, этнической принадлежностью, возрастом. Технофеминизм вскрывает, как конкретные методы проектирования, маркетинга, научной и образовательной политики государства приводят к отсутствию определенных пользователей, в частности женщин. И хотя невозможно определить заранее желаемые характеристики технологий и информационных систем, которые гарантировали бы равенство, важно, чтобы женщины были вовлечены в инженерную деятельность по созданию технических инноваций. Подход технофеминизма подчеркивает, что производство гендера имеет несколько измерений, соединяя материальные, дискурсивные и социальные аспекты. Деконструкция запутанных связей технических атрефактов, культуры и гендерных идентичностей помогает объяснять, почему эта связь оказалась настолько длительной. Книга Дж. Вайсман «Технофеминизм» включает такие главы, как: «Мужское проектирование технологии» — дается обзор феминистских идей 70-80-х гг. XX в., касающихся науки и техники; отмечается, что в 80-е гг. произошла смена исследовательских приоритетов, и вопрос о женщинах в науке сменился вопросом гендерной обусловленности технологии. «Реконфигурация технонауки» — охватывает тот же период времени, но внимание сосредотачивается на развитии феминистских взглядов, складывающихся в рамках методологии STS. «Виртуальный гендер» — критический анализ утопической феминистской литературы, посвященной киберпространству. «Решение киборга» — исследуется вклад Д. Харауэй в эти дебаты, который Дж. Вайсман критикует. «Метафора и материальность» — обосновывается попытка сближения киберфеминизма и подхода STS. То, что Дж. Вайсман называет «технофеминизм», относится к теоретическим усилиям со стороны феминистских авторов, занимающихся проблемами науки и технологии, пытающихся «переоборудовать» STS, внося в структуру этого подхода тематику гендера, долгое время отсутствовавшую в мэйнстриме STS. Ее цель состоит в том, чтобы сохранить критические идеи более ранних дебатов теоретиков феминизма и предложить для технофеминизма путь между утопическим оптимизмом и пессимистическим фатализмом в анализе технологий, в том числе ИКТ.
Литература Wajcman J. Feminism confronts technology. Cambridge: Polity Press, 1991. Wajcman J. Managing Like a Man: Women and Men in Corporate Management. University Park: Pennsylvania State Press, 1998. Wajcman J. Reflections on gender and technology studies: In what state is the art? // Social Studies of Science. 2000. 30(3). P. 447–464. Wajcman J. TechnoFeminism. Cambridge: Polity Press, 2004. О. Сергеева
Вайсман Джуди
Вайсман Джуди
Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016