ВАНДАЛИЗМ
ВАНДАЛИЗМ
от лат. Vandali) - англ. vandalism; нем. Vandalismus. Бессмысленное разрушение объектов материальной культуры, произведений искусства, исторических памятников.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ВАНДАЛИЗМ
преступление против общественной безопасности, предусмотренное ст. 214 УК РФ, заключающееся в осквернении зданий или иных сооружений, порче имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах.
Источник: Социология девиантности: глоссарий
ВАНДАЛИЗМ
(от лат. Vandali) - одна из форм разрушительного поведения человека. Слово «вандализм» произошло от названия древнегерманского племени вандалов, разграбивших в 455 г. Рим и уничтоживших многие памятники античной культуры. В XIX в. это слово вошло в обиход для обозначения разрушения или порчи произведений искусства и памятников архитектуры. Говоря о В., социологи подразумевают разнообразные виды разрушительного поведения: от засорения парка и вытаптывания газонов до разгромов магазинов во время массовых беспорядков. Отличительной чертой этих поступков является то, что люди не осознают последствий своего поведения и, следовательно, не ощущают ответственности за них. Коэн выделяет шесть типов вандализма. 1) В. как способ приобретения. Основной мотив разрушения составляет материальная выгода. Эта форма В. по сути является разновидностью кражи. 2) Тактический В. Разрушение используется как средство для достижения др. целей. Напр., чтобы не допустить снижения цен, уничтожаются целые партии товара. 3) Идеологический В. Этот вид похож на предыдущий, и их иногда объединяют. Об идеологическом В. говорят, когда разрушитель преследует социальные или политические цели. Объект разрушения имеет ярко выраженный символический смысл. Он может обозначать тип власти, социальные институты, какую-либо социальную или национальную группу. 4) В. как мщение. Разрушение происходит в ответ на обиду или оскорбление. Особенность этой разновидности состоит в том, что разрушение имущества представляет собой отложенный ответ на действие противной стороны и совершается анонимно. Обида может быть воображаемой, а объект разрушения может быть лишь косвенно или символически связан с первичным источником враждебности. 5) В. как игра. Это распространенная разновидность детского и подросткового В. Разрушение рассматривается как возможность поднять статус в группе сверстников за счет проявления силы, ловкости, смелости. 6) Злобный В. - представляет собой акты, вызванные чувствами враждебности, зависти, неприязни к другим людям и удовольствия от причинения вреда.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
Вандализм
(от лат. Vandali – название восточно-германского племени, разграбившего Рим в 455 г. под руководством короля Гейзериха (Geiserich). Вандалізм. Vandalism. В. – термин введенный в язык общения, а потом и в научный оборот во времена Великой французской буржуазной революции аббатом Анри Грегуаром (Henri Jean-Baptiste Grégoire) в 1874 году в его докладе "О разрушениях", в котором осуждалось уничтожение памятников солдатами только что возникшей Французской республики. 1. В. – действия, направленные на целенаправленное и часто бессмысленное осквернение или разрушение предметов материальной или духовной культуры и особенно произведений искусства. 2. В. – действия, направленные на целенаправленное осквернение или разрушение предметов материальной культуры других народов при их завоевании с целью сломить волю к сопротивлению. В. противостоит творческому созиданию, свойственному всем мировым культурам, и поэтому рассматривался как явление антикультурного порядка. Иногда В. является крайней формой проявления культурных конфликтов. В. можно классифицировать по степени его проявления. Здесь он подразделяется на: а) физический (физическое уничтожение предметов материальной культуры, являющихся символом времени, например, храма Артемиды, Александрийской библиотеки, средневековых замков в Европе, культуры коренных жителей Америки европейцами и т. д.); б) систематизаторский – уничтожение различных систематизаций, классификаций, кодификаций или принципов их построения (например, каталогов библиотек, музейных фондов, документальных архивов и т. д.); в) социализаторский (образовательный) – когда перед институтами социализации и, в частности, системой образования ставится задача такой ресоциализации, которая приводит к трансформации культурных потребностей и сопровождаемой этим невостребованности целых пластов культуры (так, например, под влиянием христианства произошло забвение “языческой” культуры античности в средневековье, поэтому в эпоху Возрождения ее пришлось открывать заново; г) экономический – направленный на разрушение национальных экономик с целью создания условий зависимого экономического развития других государств; д) идеологический – разрушение информационного пространства и превращение его в дезинформационное при помощи, например, СМК. См. также Война идеологическая, Война четвертого поколения, Зависимое развитие, Культурный конфликт и Осквернение могил