ВЕБЛЕН ТОРСТЭЙН БУНДЕ (1857–1929)

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Торстейн Бунде Веблен (1857- 1929)

амер. социолог, экономист, соц. критик. В своих исследованиях сочетал анализ настоящего состояния социальных явлений с эволюци-онно-генетич. анализом их прошлого на основе изучения историч. источников. Во многом намерения и стиль работы В. аналогичны современной историч. социологии. Соц. развитие, по В., - это смена преобладающих в определенные периоды истории раз-лич. соц. ин-тов, понимаемых им как общепринятые образцы поведения и привычки мышления. В решении вопроса о механизме обществ. развития В. отошел от распространенной в его время схемы соц. дарвинизма, основанной на законах естественного отбора и борьбы за существование. Его эволюционистская т.зр. сочетала в себе элементы марксистского материалистич. понимания истории и концепции отставания культуры. По его мнению, двигателем развития об-ва является развитие экономики, промышленного производства, к-рое опережает и влечет за собой изменение и, в конечном счете, смену соц. ин-тов, норм соц. жизни. В. известен также и как один из создателей социологич. концепции потребления. Соч.: Теория праздного класса. М., 1984; The Engineers And The Price System. N.Y., 1921; The Theory Of The Business Enterprise. N.Y., 1965. M.C. Ковалева

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ВЕБЛЕН ТОРСТЭЙН БУНДЕ (1857–1929)
Американский социолог, экономист, публицист. Основоположник институционального направления в политической экономии. Один из создателей социологической теории потребления. Основным мотивом творчества В. являлась критика современной социальной элиты Америки. В. сформулировал ряд положений общетеоретического плана, в которых отчетливо проявилось влияние марксизма, теории инстинктов, социал-дарвинизма и др. По В., эволюция социальных институтов – закрепленных обычаями способов регулирования общественной жизни – происходит под воздействием внешней среды путем естественного отбора. Основными факторами, вызывающими потребность в институциональных изменениях, он считал прогресс техники и технологии, увеличение численности населения; основным консервативным фактором – сложившиеся стереотипы мышления. По мере совершенствования технологии производство начинает превышать уровень, достаточный лишь для поддержания жизни, что создает возможность для эксплуатации. Во всевозрастающей степени начинают проявляться инстинкты стяжательства и себялюбия. Вожди и жрецы присваивают избыток продукта сверх минимума средств существования. В результате разлагаются коллективистские институты, распространяется частная собственность. Высшей доблестью человека становится военный успех, а не трудовая деятельность. На смену дикости приходит варварство, возникает фундаментальный антагонизм между производительным трудом, статус которого резко снижается, и праздностью, получающей высокую оценку. Однажды возникнув, праздный класс продолжает существование и на стадии цивилизации, с успехом навязывая всему обществу собственные мировоззренческие установки.
Основным конфликтом своего времени В. считал противостояние “мира бизнеса” (современной ему разновидности праздного класса) и “мира индустрии” (всех занятых производственной деятельностью, среди которых ведущая роль принадлежит инженерно-техническому персоналу) Возможность позитивного социального переустройства он связывал с переходом власти от “бизнеса” к “индустрии”, переходом, который произошел бы в результате всеобщей забастовки инженерно-технических работников. Концепция противостояния “бизнеса” и “индустрии” стала после В. весьма популярной в западной общественной мысли.

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.