ВЕРА РЕЛИГИОЗАЯ
ВЕРА РЕЛИГИОЗАЯ
психическая деятельность людей, предполагающая убежденность в реальности сверхъестественного и в истинности исповедуемой религии. Доктринально-теологические трактовки В. р. представляют ее в виде фундаментальной имманентной данности, которая заключена в единстве мистического призыва (см. Мистика), идущего от сакрального объекта, и устремленности человека к этому объекту. В светском же осмыслении истоки и побуждения В. р. могут рассматриваться рационально, допускается множественность внешних по отношению к субъекту факторов, вызывающих состояние веры. В этой плоскости развертывается социологическая аналитика В. р., усматривающая ее детерминацию в социальном бытии личности. Феномен В. р. не охватывает всех состояний веры в общепсихологическом плане. В повседневном обиходе вера может существовать, например, как неразвернутая форма знания. Поэтому для характеристики В. р. требуется уточнение: ее специфическими свойствами являются твердое, не нуждающееся в объективных доказательствах и критическом осмыслении, внерациональное признание человеком истинности исповедуемых им религиозных идей и образов, напряженное ожидание «встречи» со сверхъестественным. В. р. предполагает столь решительное и безоговорочное самоубеждение в безусловности ее предмета, что преодолеваются и не имеют значения любые фактические и логические контрдоводы, способные вызвать сомнение. Опытная проверка истинности оснований В. р. в принципе не приемлема религиозным сознанием - любая такая попытка свидетельствовала бы о сомнении в спасительной перспективе. Поэтому в духовных традициях важна незыблемость авторитета источника В. р. В религиозных системах существует иерархия разнообразных авторитетов (служители культи религиозного, ритуал религиозный, священные тексты и пр.), которая завершается некой последней и абсолютной сущностью. Выраженная чаще всего образом Бога, эта сущность уже не просто высший авторитет, но сама есть источник всяких признанных вероисповеданием авторитетов и условие их существования в качестве таковых. Любое религиозное установление вызывает доверие, только если воспринимается в качестве проводника и выразителя воли абсолютной инстанции. Главными актами В. р. являются обнаружение индивидом непосредственного присутствия в его бытии свидетельств сверхъестественной реальности и переживание контакта с ними. От этого обязательным сопровождением В. р. становятся эмоциональные порывы, которые могут проявляться в широком диапазоне -от ужаса до умиления и катарсиса. По своим физиологическим и психическим свойствам эти эмоциональные реакции не отличаются от аналогичных проявлений в других, не связанных с религией обстоятельствах. Однако специфическая образность предмета веры придает эмоциональности религиозную окраску. В совокупности испытанные переживания составляют так называемый религиозный опыт индивида. Приверженность к предмету В. р. прямо пропорциональна значению, которое он получает в обыденной жизни верующего. Чем сложнее для религиозных людей их ежедневные мирские проблемы, тем актуальнее потребность сверить свои помыслы и поступки с идеальным абсолютным началом. Воплощению этой потребности служат всевозможные религиозные практики и институты. В условиях конкретных вероисповеданий В. р. получает систематизированный характер - она ориентирует на строго определенный набор аксиоматичных доктринальных основоположений и тип поведения, санкционированный религиозным учением.
Источник: Социология религии. Словарь.