способ перемещения груза или пассажира, характеризующий его в зависимости от объекта перевозки, вида транспорта, дальности и других особенностей (режима движения транспортных средств, скорости и т.п.). По объекту перевозки различают пассажирское или грузовое сообщения. На всех видах транспорта также выделяют внутреннее (т.е. пределах одной страны) и междунар. сообщения. По виду транспорта, осуществляющего перевозку, сообщения классифицируют на автомобильное, ж.-д., речное (водное), морское и воздушное. Сообщение называют смешанным при использовании в процессе перевозки нескольких видов транспорта. В случае оформления такой перевозки одним документом на весь путь следования ее называют прямым смешанным сообщением.
Классы дальности сообщения устанавливаются для различных видов транспорта на основании отраслевых нормативно-технических документов. Наиболее часто термин ―сообщение‖ используют при характеристике пассажирских перевозок. Так, на автомобильном транспорте различают: городское сообщение с подразделением его на внутригородское (в пределах адм. границ города) и пригородное (удаление в большинстве случаев до 50 км от границы города); междугородное сообщение с подразделением его на внутриобластное (за пределы пригородного) и межобластное (в пределах двух или более субъектов РФ); международное сообщение- перевозки осуществляются за пределы терр. РФ или на ее терр. с пересечением гос. границы. Режим движения подвижного состава имеет существенное значение как для орг- ции- перевозчика, так и для грузовладельцев и пассажиров. Это нашло отражение в названии сообщений. Напр., в пассажирских автомобильных перевозках различают следующие виды сообщения: поостановочное (обычное), при котором пассажирообмен производят на всех остановочных пунктах маршрута; с остановками по требованию пассажиров.
Данный вид сообщения характерен для автобусов особо малой пассажировместимости; скоростное, при котором автобусы останавливаются только на некоторых остановочных пунктах маршрута; полуэкспрессное, при котором автобус в начале маршрута собирает пассажиров на нескольких остановочных пунктах, а потом без остановок доставляет их на конечный пункт (сборный маршрут), либо, наоборот, пассажиры, севшие в автобус в начальном пункте маршрута, доставляются в микрорайон назначения, в котором их затем развозят по нескольким остановочным пунктам (развозочный маршрут); экспрессное, при котором движение по маршруту от начального до конечного пункта осуществляется без промежуточных остановок. На междугородных автобусных маршрутах под экспрессным понимают сообщение, осуществляющееся с высокой скоростью. Можно говорить одновременно о различных характеристиках сообщения: объекте перевозки, виде транспорта, классе дальности. Напр., перевозки в пассажирском междугородном автомобильном сообщении и т.д.
В пригородном сообщении наибольшее распространение получили перевозки пассажиров автобусами. Во внутригородских и пригородных перевозках пассажиров широко используются также ж.-д. и внутренний водный транспорт. Если посмотреть на карту с нанесенными на нее пригородными автобусными маршрутами и ж.-д. линиями, то можно заметить, что автобусные маршруты образуют густую паутину, а ж.-д. линии расходятся редко расположенными лучами. Автобусные маршруты зачастую доходят даже до сравнительно небольших населенных пунктов. Поэтому, можно говорить о том, что автобусное сообщение охватывает пл., в то время как ж.-д.- лишь отдельные направления. Такое положение сохранится и в перспективе, так как железные дороги строят преимущественно для перевозок больших объемов грузов на дальние расстояния и соединения относительно крупных населенных пунктов.
На ж.-д. транспорте существуют следующие виды сообщений при перевозке пассажиров: прямое- в пределах двух и более дорог; местное- между станциями одной железной дороги; пригородное- в пределах пригородных участков, примыкающих к крупным населенным пунктам. В зависимости от дальности следования пассажирские поезда подразделяются на три категории: дальние- следующие на расстояние свыше 700 км; местные- расстояние от 150 до 700 км; пригородные- расстояние до 150 км.
В зависимости от скорости движения, условий и комфортности поездки дальние и местные поезда подразделяются на скорые, скоростные и пассажирские. Скорые (в т.ч. скоростные) поезда имеют наиболее высокую маршрутную скорость благодаря меньшему числу остановок и меньшей их продолжительности. Эти поезда формируют из наиболее комфортабельных вагонов, обеспечивающих наибольшие удобства для пассажиров; они назначаются на осн. магистралях между крупными городами. Максимальная ходовая скорость скорых поездов 140 км в час. Поезда, следующие со скоростью свыше 140 км в час, относятся к скоростным, или поездам повышенной скорости.
Высокоскоростные поезда, курсирующие на специализированных линиях, развивают скорость до 300 км в час и более. Напр., на линии Париж- Лион рекордная скорость составила 515 км в час.
На морском транспорте при характеристике и планировании работы выделяют: каботажное плавание портовых судов в рамках одного морского бассейна (малый каботаж); каботажное плавание транспортных судов, осуществляющих перевозки между портами разных морских бассейнов той же страны (большой каботаж); заграничное сообщение, перевозки между портами разных стран. По своему характеру и дальности морских пассажирские перевозки делятся на местные, каботажные и заграничные. К местным относятся перевозки пассажиров между портами и портовыми пунктами с дальностью плавания до 100 миль. Эти перевозки осуществляются преимущественно портовым флотом. К каботажным- перевозки пассажиров между портами различных экономических р-нов и внутри одного р-на с дальностью плавания свыше 100 миль. 3аграничные перевозки осуществляются между рос.и и иностранными портами.
Для морских пассажирских перевозок за последние годы- характерно все более широкое использование флота в качестве средства отдыха. Одновременно снижается его роль как средства обычного переме- щения людей в деловых и бытовых целях. По дальности перевозки грузов по внутренним водным путям разделяют на транзитные и местные. Транзитными называются перевозки, которые осуществляются на значительные расстояния внутри одного пароходства или группы смежных пароходств, местными- перевозки, которые осуществляются в границах деятельности одного порта, районного управления или эксплуатационного участка и выполняются флотом, приписанным к этим подразделениям речного транспорта или арендованным у других владельцев, в т.ч. у пароходства.
Перевозки пассажиров выполняют в самоходных специализированных пассажирских или грузопассажирских судах. Пассажирские перевозки в зависимости от р-на обслуживания подразделяют на транзитные, местные, пригородные, внутригородские и переправные. К транзитным относятся перевозки пассажиров в границах одного или нескольких пароходств на значительные расстояния. К местным- перевозки пассажиров в границах деятельности порта, районного управления или эксплуатационного участка. Они выполняются флотом, приписанным к порту или закрепленным за пассажирским управлением.
Пригородными называют перевозки пассажиров в районах крупных пром. центров, внутригородскими- перевозки пассажиров в границах больших городов. Переправные перевозки осуществляются между пунктами, расположенными на противоположных берегах реки, в р-нах пересечения с речными путями автомобильных дорог. Транспортные пассажирские перевозки выполняются по расписанию с обслуживанием и продажей билетов во всех промежуточных пунктах, предусмотренных расписанием движения. Туристские перевозки обслуживаются судами, работающими по специальному расписанию. Продолжительность туристской поездки- свыше суток. Экскурсионные перевозки пассажиров осуществляются на специально выделенных судах. Продолжительность экскурсионной поездки- менее суток. Перевозки организуют для ознакомления с памятными и историческими местами, а также для отдыха.
На внутреннем водном транспорте в городской черте эксплуатируются суда водоизмещающего типа (речные трамваи, катера и т. п.), а в пригородной зоне- также суда на подводных крыльях. Сообщение между противоположными берегами обеспечивается паромами. Водный транспорт имеет самую низкую себестоимость перевозок, но его работа ограничена периодом навигации и наличием судоходных путей сообщения. Между крупными городами осуществляются коммерческие перевозки пассажиров гражданской авиацией как по регулярным маршрутам, так и в режиме «воздушное такси». Однако тарифы на такие услуги значительно выше, чем на наземном пассажирском транспорте.
В междугородном сообщении с увеличением дальности перевозок возрастает роль ж.-д., а затем и воздушного транспорта. Междугородные автобусные перевозки преобладают на расстояниях до 200 км, в горных условиях и в случаях, когда в регионе имеется много близко расположенных городов с недостаточно развитой сетью ж.-д. путей сообщения (напр., р-он Кавказских минеральных вод). Эффективная сфера междунар. автобусных перевозок ограничена преимущественно перевозками туристов. В РФ функционируют также несколько десятков регулярных междунар. автобусных маршрутов. По мере интеграции РФ в общеевропейское сообщество роль автобусного транспорта повышается в связи с упрощением пограничных и таможенных процедур. В межконтинентальном сообщении практически весь объем перевозок пассажиров выполняет гражданская авиация. Морской пассажирский транспорт специализируется на круизных перевозках туристов. Однако в приморских р-нах вдоль берега осуществляются регулярные пассажирские каботажные перевозки. Изучение видов сообщения необходимо при анализе транспортного рынка, выявлении излишних, нерациональных перевозок, определении сфер наиболее эффективного использования того, или иного вида транспорта и обосновании перспектив их развития