Видимость
Видимость
Видимість. Appearance. 1. Возможность наблюдателю видеть и различать удаленные объекты. 2. Неспособность индивида различать внешнюю форму и внутреннее содержание наблюдаемых объектов, в результате чего у него складывается обманчивое представление о них. Здесь слово наблюдение используется в максимально широком его понимании, ведь даже теоретическое исследование может быть названо наблюдением или умозрительным восприятием объектов исследования. В. – признак наличия рудиментарного синкретизма в духовной культуре, характеризуемого непосредственным восприятием процессов и явлений, в котором замечается исключительно их внешний вид или способ проявления, а не причины, приведшие к их существованию. Так, например, согласно К. Марксу – рабочие уверены, что они могут и обязаны получать зарплату в соответствии со справедливо рассчитанной стоимостью своего труда. Иными словами, факт выплаты заработной платы еще не говорит о ее справедливости, потому что уже в трудовой теории стоимости доказано, что это ее обманчивая видимость, потому что капиталист выплачивает в форме заработной платы сумму, меньшую стоимости произведенного представителем наемного труда продукта, что называется эксплуатацией. Иными словами, реальность заработной платы (т. е. то, что она получена) скрывает тот факт, что реальная заработная плата (т. е. сколько рабочий получил) не соответствует стоимости результата его труда, стоимости произведенного продукта. Массовое сознание, как правило, лишено возможности осознания внутреннего содержания социальных процессов и потому внешнюю их форму тоже отождествляет с данным содержанием. Наличие В. – этой неспособности индивидов непосредственного восприятия причин – создает возможность для массовых манипуляций. Например, давно доказано, что сообщения о чем-либо в СМИ совершенно не означает, что предмет сообщения реально имел место, но обыватели воспринимают это сообщение как объективную фиксацию реального факта. Иными словами, сообщение или даже слух о чем-либо отождествляют с реально имевшим местом событием и т. д. В социологии мышления В. – образ предмета или явления, в котором внешние признаки скрывают его латентное содержание или сущность. Следовательно, способность различения видимости и сущности – один из признаков культуры научного мышления и, одновременно, цель познания, практически реализуемая через отделение существенного от несущественного, в том числе и от видимого, при помощи всего арсенала науки. В тех же случаях, когда видимое интерпретируется в качестве существенного, следует искать социальный интерес, удовлетворение которого без подобной подмены невозможно. Подобная интерпретация – один из способов социального влияния. См. также Виртуальная реальность, Имидж, Имидж политический и Имиджмэйкинг.