ВИДЫ ТРАНСПОРТА

Найдено 1 определение
ВИДЫ ТРАНСПОРТА
совокупность способов организации экономической инфраструктуры по виду деятельности транспорта, различающихся технико-экономическими и технологическими особенностями, которые необходимо учитывать при решении вопросов выбора способа транспортирования людей или грузов. В условиях, когда необходимая нормативно- справочная информация отсутствует и выполнить экономические обоснования не представляется возможным, значение и учет данных особенностей особенно важен.
Принято различать следующие В.т.: ж.-д. транспорт- особенность этого В.т.- универсальность, высокая провозная способность и регулярность («всепогодность») перевозок. При средней грузонапряженности железных дорог страны в дореформенный период на уровне 25 –27 млн т км, на отдельных направлениях она достигала 90 млн т км в год и более. Скорость доставки грузов в среднем составляет 260- 270 км/сут, при маршрутных перевозках- 350- 370 км в сутки. Экономическая эффективность ж.д. во многом зависит от объема перевозок, и поэтому ж.д. строят при больших потоках массовых грузов, измеряемых млн т в год, с устойчивыми темпами их прироста во времени. Ж.д. эффективно обслуживают пригородные зоны крупных городов, виды экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» и «Обрабатывающие произ-ва», осуществляют связи между городами и пром. центрами страны; морской транспорт- осн. преимущества этого В.т.- наличие естественного глубоководного пути, отсутствие ограничений и грузоподъемности транспортного флота, малая энергоемкость. Достаточно высока средняя продолжительность навигации (в условиях морей РФ около 330 суток).
Скорость доставки грузов не ниже, чем на ж.д. (350- 550 км в сутки). Средняя себестоимость перевозок грузов морским транспортом ниже ж.-д. Она существенно зависит от вида плавания, рода груза и дальности перевозок. При линейном судоходстве на больших рейсах себестоимость перевозок грузов снижается, а в малом каботаже увеличивается в 2- 3 раза. Существенное влияние на себестоимость оказывает тип используемого флота и организация перевозок. Морской флот играет главную роль во внешнеторговых перевозках, а также в обслуживании р-нов Крайнего Севера, Камчатки, Сахалина и Дальнего Востока: речной транспорт- этот В.т. обладает теми же достоинствами, что и морской, но с существенными ограничениями (сезонность работы, необходимость поддержания гарантированных глубин, извилистость судового хода). Средняя продолжительность навигации на реках РФ около 200 суток. Скорость доставки грузов речным транспортом в ряде бассейнов не ниже ж.-д. (280- 300 км в сутки).
Себестоимость перевозок грузов в среднем близка к себестоимости перевозок ж.-д. транспортом; автомобильный транспорт характеризуется высокой маневренностью, возможностью прямой доставки грузов «от двери до двери» и сравнительно высокой скоростью доставки грузов- 350- 400 км в сутки и более. Средняя себестоимость перевозок грузов значительно выше ж.-д.. При перевозке грузов в автопоездах по хорошим дорогам она снижается в 2—3 раза. Производительность труда на автомобильном транспорте самая низкая- до 120- 150 тыс. приведенных т км на одного работника. Ограниченная грузоподъемность транспортных единиц, высокая энерго- и трудоемкость перевозок, недостаточно высокие регулярность перевозок и их безопасность- специфические особенности автомобильного транспорта.
Несмотря на это, автомобиль остается незаменимым при внутригородских и пригородных перевозках, а также как технологический вид транспорта на пр-тиях пром-сти и сел. хоз-ва. Повышается роль автотранспорта при перевозке грузов внешней торг.; воздушный транспорт- преимущество этого В.т.- наличие естественной среды, играющей роль «транспортного коридора», высокая скорость доставки грузов и пассажиров в любые, самые отдаленные точки суши и Мирового океана. Себестоимость перевозок грузов на воздушном транспорте в 60–70 раз выше ж.-д. Себестоимость пассажирских перевозок в 10–12 раз ниже грузовых (перевозка 1 пассажира с ручным багажом при общем массе 90 кг приравнивается к 1 т груза). Средняя скорость перевозок на воздушном транспорте составляет около 400 км в час (в поршневых самолетах- до 300 км в час, турбореактивных- 800- 900, сверхзвуковых- до 2500 км в час). К недостаткам воздушного транспорта относятся высокая энергоемкость, зависимость от погодных условий, ограниченность габарита и веса перевозимых грузов. Несмотря на эти недостатки, воздушный транспорт твердо удерживает свои позиции как осн. вид транспорта в междунар. пассажирском сообщении. Роль его в дальних пассажирских перевозках на внутренних линиях также остается высокой. В грузовых перевозках самолеты используются гл. обр. при доставке на дальние расстояния ранних овощей, фруктов и других скоропортящихся продуктов, а также- почты, ценных и дефицитных грузов (драгоценности, запасные части и т.п.). В последние годы повышается роль воздушного транспорта в перевозках грузов внешней торг.; трубопроводный транспорт- особенности трубопроводного транспорта (нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы)- отсутствие подвижного состава, а отсюда- и его порожних пробегов, устойчивый режим работы независимо от состояния погоды и климатических условий, простота эксплуатации и управления перевозками, в которых собственно транспортирование и погрузочно-разгрузочные операции слиты в едином процессе.
Трубопроводы- специализированный В.т., что благоприятно сказывается на экономических показателях его работы. Себестоимость перекачки нефти и нефтепродуктов по трубопроводам в 2- 3 раза ниже себестоимости соответствующих ж.-д. перевозок. В эксплуатационных расходах высокий удельный вес занимают затраты на содержание постоянных устройств, мало зависящие от объема перекачки, а также энергетические затраты. Удельные капиталовложения ниже ж.-д. в расчете на одну и ту же провозную способность примерно в 2 раза. Скорость перекачки нефтегрузов зависит от диаметра трубопровода и составляет в среднем 70- 80 км в сутки. В связи с высокой степенью механизации и автоматизации операций производительность труда на трубопроводном транспорте самая высокая- более 12 млн т км на одного работника. Трубопроводный транспорт используют при транспортировании массовых однородных грузов из мест добычи к местам распыления (распределения по терр.) при мощности потоков от сотен тыс. до млн т в год. См. также Показатели работы автомобильного транспорта, Показатели работы воздушного транспорта, Показатели работы внутреннего водного транспорта, Показатели работы ж.-д. транспорта, Показатели работы морского транспорта, Показатели работы морских портов.

Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.4. Экономическая статистика