23.06.1668 – 21.11.1744), итальянский философ. С 1698 профессор риторики в университете в Неаполе, с 1734 придворный историограф. Выдвинул идею объективного характера исторического процесса. Считал историческую науку сознанием человечества о собственных деяниях. Выдвинул идею круговорота – развития всех наций по циклам, состоящим из трех эпох: 1) божественной (безгосударственность, подчинение жрецам); 2) героической (аристократическое государство); 3) человеческой (демократическая республика или представительная монархия). («Основания новой науки об общей природе наций» (1725). В связи с подобной периодизацией он устанавливает три основных этапа в развитии языков: 1) язык богов; 2) язык героев; 3) язык людей. История языков следует за историей человечества. Таким образом, историзм пронизывает не только проблему происхождения языка, но и проблемы дальнейшего развития языков.
ВИКО ДЖАМБАТТИСТА
ВИКО ДЖАМБАТТИСТА
Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
ВИКО ДЖАМБАТТИСТА
Vico, Giambattista) (1688-1744) - итальянский социальный теоретик, чья "Новая наука" (1725) многими рассматривается как предшественница представления о том, что социальная наука не должна напрямую принимать методы физических наук. Свои деяния люди могут понять разными способами, исходя из своего восприятия естественного мира. По утверждению Вико, человеческая цивилизация развивалась через три стадии — "божественную", то есть под господством религии; "героическую" и милитаристскую; "гуманистическую" и рациональную. Однако он предостерегал против того, чтобы культурные разновидности между различными обществами и временами принимались во внимание при объяснении развития человеческих обществ. По его мнению, многие исторические изменения носили "циклический" характер. Несмотря на сходство его идей и теорий современной социологии, практически не наблюдается прямой преемственности его творчества, которое было надолго в значительной степени забыто.
Источник: Большой толковый социологический словарь
ВИКО Джамбаттиста
(23.06. 1668, Неаполь — 23.01.1774, там же) — основоположник философии истории Нового времени. Его главный труд «Основания новой науки об общей природе наций» (1725) представляет собой амальгаму филос.-антропологической рефлексии («исторической метафизики человеческого рода»), исследований гносеологической специфики социального познания, обобщений социол. типа и культурологической герменевтики (интерпретация античной мифологии и гомеровского эпоса, зачатки сравнительно-исторического языкознания). В. стремился с поверхности исторического бытия выйти на уровень сущности и уловить постоянный закон исторических изменений — «Вечную Идеальную историю... соответственно которой протекают во времени все отдельные Истории Наций в их возникновении, движении вперед, состоянии, упадке и конце» [1]. «Новая наука» В. одновременно и теоретическая, поскольку ее предмет — «общая природа наций», и вместе с тем историческая, ибо, по его мн., во-первых, нужно учитывать «движение наций», и, во-вторых, чтобы теория приобрела достоверность, общую идею следует «посмотреть на фактах». В. в известной мере предвосхищает совр. постановку вопроса о соотношении истории и социологии. Вопрос этот приобрел особую актуальность в связи с кризисом «аналитической социологии». Еще ближе взгляды В. к популярной на Западе в 20 в. идее «социокультурной динамики». В. отмечает «три типа времен»: религ., героические (или «поэтические») и гражданские. Каждая из этих эпох имеет характер целостной формации со специфическими нравами, правоотношениями, особым «авторитетом власти» (в совр. социологии это называется «легитимацией»), формой правления, способом общения и мышления. Под «нравами» В. понимает не только мораль, но и экономику. Он видит связь между экономикой и политикой, а также решающее значение «борьбы сословий» в динамике политических форм. «Гражданский мир» с самого начала был основан «на двух вечных противоположных свойствах, вытекающих из природы вещей... Плебеи... стремятся изменить Государство, они всегда его и изменяют, а Благородные всегда стремятся сохранить его» [1]. В рез-те аристократия сменяется демократией («народной свободой»), к-рая со временем вырождается в анархию, и тогда наконец появляется монархия как единственное средство положить конец всеобщей распре. Пороки монархического правления приводят к разложению всей социальной организации, и человечество возвращается к исходному пункту своего развития, начиная цикл заново. Подчеркивая специфику различ. исторических эпох, В. осн. своей задачей считает обоснование идеи единства мировой истории, хочет найти (и в какой-то степени находит) существенно общее и повторяющееся в истории разных народов и стран. Именно этот смысл имеет его учение о «возвращении вещей человеческих». Правда, В. абсолютизирует повторяемость исторических событий, что связано с провиденциалистской схемой «движения наций». Наряду с общей концепцией социокультурных изменений у В. много интересных идей в области интерпретации различ. сфер культуры, в к-рых он ищет социально-историческую основу.