Вирилио Поль

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Вирилио Поль
французский теоретик, создавший инновационные работы, акцентирующие решающую роль скорости в социальной жизни. Он стал основателем направления, получившим название дромология: от слова «дром» (анг. drome), что означает место гонок – ипподром, автодром, велодром и т.д. Данное направление, в частности, изучает воздействие на социальную жизнь технологических изменений, связанных с развитием типов транспорта, коммуникаций (телекоммуникации, Интернет) и т.д. Это приводит к сокращению социальной дистанции и времени для людей, проживающих не только в различных районах страны, но и регионах мира, к утрате способности наблюдать и оценивать, как непосредственно происходят события. Ученый подчеркивает особую значимость скорости, с которой распространяются знание, информация, символы, что ведет к стиранию референтов: возникает характерный эффект нестабильности и неопределенности, свойственный обществу постмодерна. Людям не хватает времени для осмысления научно-технических инноваций, их латентных проявлений (особенно ученый подчеркивает изменение природы войны – невозможно рефлексировать на угрозы и действия противника, что ведет к «чистой войне», в которой главная роль отводится скорости компьютеров и коммуникаций в целом). – Соч.: Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М.: ИТДГК Гнозис, Фонд «Прагматика культуры», 2002; Virilio, Paul.Pure War. N.Y.: Simiotext(e), 1983; Speed and Politics. N.Y.: Simiotext(e), 1986; Lost Dimension. N.Y.: Simiotext(e), 1991; The Aesthetics of Disappearance. N.Y.: Simiotext(e), 1991; The Art of the Motor. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1995. - Литература: Вирилио Поль // Постмодернизм. Энциклопедия. Мн., 2001.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

Вирилио Поль
(Virilio Paul, Вірылья Поль) (р. 1932) — известный французский архитектор, философ, теоретик медиа. Основные работы: «Бункер: археология» (1975), «Скорость и политика» (1977), «Эстетика исчезновения» (1980), «Критическое пространство» (1984), «Машина зрения» (1992), «Информационная бомба» (1998) и др. С характерной для католического мыслителя критической позиции Вирилио рассматривает особенности развития современной культуры сквозь призму феномена скорости, который, по его мнению, может расцениваться как главный катализатор динамики западного общества под воздействием технологических инноваций. Начиная с ХIХ столетия социальные изменения начинаются и разворачиваются настолько стремительно, что мы просто не успеваем подстраиваться под них и реагируем с постоянным запаздыванием на трансформации в городской среде и архитектуре, информационных технологиях, сфере услуг и образе жизни в целом. Процесс тотального ускорения особенно явно проявляется в производственном и маркетинговом цикле разработки всевозможных новшеств, их массовом выпуске и распространении в повседневной жизни. Весьма наглядно Вирилио демонстрирует цепную реакцию и взаимосвязь такого рода новаций в сфере развития визуальных средств массовой коммуникации. В своей ключевой работе «Машина зрения» он выстраивает своеобразную «историю освещения» и, подобно Ж. Бодрийяру, связывает в единую закономерность развитие «видения» и «видимостей». Они предстают в изложении Вирилио как последовательный переход от одной культурной и технической «формы» к другой, причем каждый период развития характеризуется своим уникальным набором свойств и отношений между возможностями создания, распространения и использования средств визуальной коммуникации. Так, формальной логике образа, характерной для живописи, гравюры и архитектуры, свойственно стремление к реалистическому копированию объектов реальности посредством механических приспособлений и техники подражания природе. Для диалектической логики образа, возникшей с изобретением фотографии и кино, характерно обращение к технике световой и химической фиксации актуальных изображений. Современную парадоксальную логику образа, связанную с появлением голограммы, отличает стремление к подчеркиванию виртуальности — начиная от спецэффектов на видео и заканчивая цифровой оптикой компьютерных симуляций. В рамках создаваемой Вирилио эстетики «дромологии», т. е. теории движения и скорости, где эволюция невозможна без революций (особенно в условиях научно-технического прогресса), выявляется взаимосвязь столь разных явлений, таких как квантовая механика, медиаиндустрия, персональные компьютеры и информационные войны. Проблематика визуального находит отражение в идеях Вирилио об экранировании и экране как новой границе и поверхности «ускоренной виртуализации». Это проявляется в таких неологизмах, как «телетопографический», «оптический холл», «катодное окно», а также парадоксах «прибытие без отъезда», «однажды наступит день, когда день не будет наступать». Используя гиперболы, Вирилио определяет экран как зону перехода от «материального» к «виртуальному». Книга «Война и кино: материально-техническое обеспечение восприятия» (1984) демонстрирует, каким образом концепция экрана Вирилио соотносится с размышлением о фатальности распространения военных и кинематографических технологий. В этой работе анализируется феномен исчезновения прямого видения хода сражений и распространения механизмов прицела и камуфляжа. В аргументации Вирилио, экран выступает как камера, устройство для «видения без глаза», при помощи которого «взгляды могут убивать», что позволяет использовать его как конечный пункт инструментальной кампании по соединению восприятия и разрушения. В работе «Война и кино» были высказаны идеи, позволившие предсказать с опережением на семь лет особенности хода первой войны в Персидском заливе, отказ от военных обязательств и использование образов как оружия, когда экран становится реальным театром военных действий. В 2000 г. Вирилио объяснил в интервью свою идею «миража кино» и экрана, имеющего власть превращений: «Экран — участок проектирования изображений из света и тени. Миражи географической пустыни, локуса военных действий в Персидском заливе, подобны таковым в кино». В дальнейшем Вирилио переориентирует дискурс «оптоэлектронной мутации» в техническом обеспечении человеческого восприятия на проблематику «виртуального». Таким образом, возникновение НМ и их популярность во всем мире — это завершающий штрих в нарисованной Вирилио картине глобальных изменений, вполне закономерно подводящей нашу цивилизацию к ситуации непрерывного кризиса и поиска выхода из него в условиях «информационного взрыва».
Литература Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М.: ИТДГК «Гнозис», Фонд «Прагматика культуры», 2002. Вирилио П. Машина зрения. СПб.: Наука, 2004. Virilio P. Vitesse et politique. Essai de dromologie. Paris: Editions Galilée, 1977. Virilio P. L'inertie polaire. Paris: Editions Christian Bourgois, 1990. Virilio P. L'Ecran du désert. Chroniques de guerre. Paris: Editions Galilée, 1991. Virilio P. The Aesthetics of Disappearance. New York: Semiotext(e), 1991. Virilio P. Lost Dimension. New York: Semiotext(e), 1991. Virilio P. War and Cinema: The Logistics of Perception. London: Verso, 1989. Virilio P. Desert Screen: War at the Speed of Light. London: Bloomsbury Academic, 2005. А. Сарна, О. Сергеева

Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016