ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
имитация реальной обстановки с помощью компьютерных устройств (звуком, зрительным образом, телесным, тактильными ощущениями). Используется для подготовки специалистов (тренажеры), в том числе и моделирования операций при обучении хирургов, в играх – погружение в «мнимую реальность», включая секс-услуги и т.п.

Источник: Терминологический ювенологический словарь

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
технология бесконтактного информационного взаимодействия, реализующая с помощью комплексных мультимедиа-операционных сред иллюзию непосредственного вхождения и присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном "экранном мире". Более абстрактно - это мнимый мир, создаваемый в воображении пользователя.

Источник: Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий

реальность виртуальная
1) реальность, не имеющая физического воплощения; субъективное восприятие и видение социальной реальности; 2) по П. Вирилио – реальность, состоящая из «ментальных имиджей», которая создает для человечества принципиально новую проблему – увеличивает неспособность контролировать себя во времени и пространстве. – Литература: Virilio, P. The Art of the Motor. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1995; Иванов Д.В. Императив виртуализации: Современные теории общественных изменений. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

виртуальная реальность
Virtual reality 1.Компьютерная система, которая обеспечивает визуальные и звуковые эффекты, погружаю щие зрителя в воображаемый мир за экраном. Пользователь окружается порожденными компьютером образами и звуками, создающими впечатление реальности. Он взаимодействует с искусственным миром с помощью различных сенсоров, таких как, например, шлем и перчатки, которые связывают его движения и впечатления и аудиовизуальные эффекты. Исследования в области виртуальной реальности направлены на усиление впечатления реальности. 2.Технология бесконтактного информационного взаимодействия, реализующая с помощью комплексных мультимедийных операционных сред иллюзию непосредственного присутствия в реальном времени в «экранном мире». Виртуальная реальность — это мнимый мир, создаваемый воображением пользователя.

Источник: Глоссарий по информационному обществу.

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
VIRTUAL REALITY) Термин, ошибочно отождествляемый с «киберпространством»; обозначает технологическое управление ощущениями с целью создания альтернативных реальностей. М.Фезерстоун и Р.Барроуз в книге «Киберпространство, кибертела, киберпанк» (Featherstone and Burrows, 1995) определяют виртуальную реальность как определенный мультимедийный опыт, при котором «биоаппараты» — наушники, шлемы со стереодисплеями (eyephones), сенсорные перчатки (datagloves) — погружают тело в искусственный мир звука, изображения и прикосновения. Критики развития коммуникационных технологий утверждают, что природный и социальный миры вытесняются виртуальным миром, в котором реальность имитируется электронными знаками и образами. См. также: Гиперреальность; Информационная супермагистраль; Пространственно-временная дистанциация.

Источник: Социологический словарь

Виртуальная реальность
(virtual reality, віртуальная рэчаiснасць) — понятие, используемое для характеристики особой техногенной среды, которая имитирует трехмерное пространство и способна полностью заменить физическую реальность в том виде, как ее воспринимает человек с помощью своих органов чувств. В качестве универсальных свойств В.Р. можно выделить такие ее характеристики, как специфическое воздействие на пользователя (виртуальное способно производить эффекты, характерные для вещественного), условность параметров объектов (моделируемых и произвольно изменяемых), а также эфемерность присутствия (возможность прерывания и возобновления режима существования в виртуальном пространстве). Понятие В.Р. возникло после успешной технологической разработки трехмерных графических макромоделей физической реальности, созданных при помощи компьютера в Массачусетском технологическом институте в конце 1970-х гг. и передающих эффект полного присутствия в ней человека. Первоначально подобные модели применялись в военной области в обучающих целях, например для имитации процессов управления самолетом. Затем Ж. Ланье применяет название «виртуальная реальность» для обозначения нового компьютерного продукта, и уже в таком виде оно получает широкое распространение в качестве маркетингового ярлыка и понятия массовой культуры. Компьютеризация общественной жизни делает атрибутом повседневности В.Р. в качестве подобия, «компьютерной симуляции» реальных вещей и поступков. В начале нового тысячелетия многочисленные изменения в области экономики, политики, культуры вполне могут быть объединены в целостное видение социального пространства посредством метафоры «В.Р.». В современном обществе сетевая логика информа ционного обмена постепенно заменяет / замещает традиционную логику социальных взаимодействий. Особую роль в этом процессе выполняют средства массовой информации, которые применяют мультимедийные и интерактивные технологии и, как отмечает М. Кастельс, создают своеобразную символическую среду. В ней реальность (природный мир физических объектов) преломляется и замещается символическими образами, которые становятся уже не средством передачи опыта, а новым опытом, берущим на себя функции и качество прежних форм восприятия и переживания реальности. Такой опыт «симуляции» действительности, или, точнее, создания «симулятивной» реальности, в которой символический образ целиком заменяет собой материальный объект, современные теоретики все чаще называют «виртуальным» опытом, или «виртуализацией». Здесь образы начинают конкурировать друг с другом и претендовать на статус наиболее достоверных, максимально полно отображающих (репрезентирующих) реальность, хотя «на самом деле» ни о какой реальности в прежнем понимании уже не может быть и речи. Более того, современное общество также постепенно целиком «погружается» в опыт символического воспроизводства реальности и начинает восприниматься как «искусственное», целиком сконструированное посредством «высоких технологий» и воплощенное в них. В таком случае уже можно говорить о «симуляции» не материальных объектов (вещей или людей), но социальных взаимодействий, а также «виртуализации» конституирующих эти взаимодействия социальных институтов и всего общества в целом. Перспектива «виртуализации общества», по мнению Д. Иванова, проявляется как возможность оформления отношений между людьми в виде взаимодействия между образами. Сегодня можно достаточно уверенно говорить о процессах «виртуализации общества», так как оно все больше становится похожим на В.Р. и может описываться теми же характеристиками. В данном случае «виртуализация» — это любое замещение реальности ее симуляцией (символическим образом). Замена может происходить и без помощи компьютерной техники, главное в этом процессе — применение логики В.Р. В этой связи можно говорить о перспективе «виртуализации» социальных взаимосвязей как о возможности снятия пространственно-временны´х ограничений для коммуникативных процессов в любых социальных интеракциях. А.Сарна

Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016

Виртуальная реальность
(лат. virtualis – возможный) Тип реальности, конструируемый в процессе медиапотребления аудиторией в результате использования медиатехнологий. Для виртуальной реальности характерны явления и процессы, которые не имеют физического воплощения, поскольку существуют в восприятии аудитории благодаря ее способности к абстрактному мышлению. Виртуальные коммуникации проходят в специфической среде, где материальный мир заменен нематериальным, имеющим знаковую, символическую природу, что дает основания называть новую реальность искусственной, созданной человеком с помощью компьютерных технологий. Будучи детерминированной технологиями, виртуальная реальность тем не менее представляет полноценную среду обитания и часть повседневной жизни человека. Взаимодействие между людьми в виртуальной реальности происходит таким же образом, как и в подлинной реальности (задействуются органы чувств человека). Понятие «виртуальный» восходит к латинскому virtus, означающему действующую силу в средневековой философии. Вплоть до конца 1970‑х гг. термин не связывался с информационными технологиями, употреблялся в значении «возможный; такой, который может или должен появиться при определенных условиях» в естественнонаучном знании. Компьютерную коннотацию термин приобретает в 1980‑е гг. для обозначения трехмерных макромоделей реальности, создаваемых при помощи компьютера и передающих эффект полного присутствия в ней человека. Понимание «виртуальной реальности» как реальности, создаваемой на экране медиа – будь то экран компьютера, дисплей шлема или линзы очков, упрощено технократической детерминированностью. Способность медиа не только транслировать реальность в процессе медиации, но и создавать в результате этого опосредования новую среду – фундаментальное свойство медиа, характеризующее их природу. Благодаря этому свойству медиа и способности человека к созданию образов возникает виртуальная реальность. Образы – это продукты силы воображения человека, укорененные в его природе. Аудитория осознает опосредованный характер образов, получаемых из медиа, однако, соединившись с ментальными образами аудитории, они создают образы собственного опыта (переживаний) человека. Виртуальная реальность тесно связана с медиареальностью – средой существования образов на медианосителе (от наскальных рисунков до телесериалов или сериалов на онлайн‑платформах). Однако именно с распространением сетевых форм коммуникаций, в частности социальных сетей, которые формируют среду существования современного человека и, соответственно, обладают качествами и характеристиками не только медиа, но и социального пространства, медиареальность сменяется реальностью виртуальной. Ключевая характеристика виртуальной реальности – интерактивность, способность к совершению человеком действий. Как объект изучения медиаисследований, виртуальная реальность представляет определенную сложность, т. к. ее существование в виде физического предмета и эмпирическая измеримость параметров затруднены. Новые принципы объединения в сообщества, новые формы функционирования сообществ в Интернете, конструирование сетевого «я», новые формы практик – от медиакоммуникации с близкими посредством гаджетов до занятий сексом онлайн – трансформируют знание о современном человеке, глубоко погруженном в медийное пространство. Виртуальная реальность порождена в результате активности другой реальности, внешней по отношению к ней, и существует только тогда, когда активна порождающая реальность. Тем не менее виртуальная реальность автономна, для нее характерны собственные пространственно‑временные признаки и законы существования. Будучи онтологически независимой, она может взаимодействовать с порождающей ее реальностью. Таким образом, виртуальной реальности свойственны следующие специфические свойства: актуальность, автономость, интерактивность. Виртуальная реальность обладает атрибутивными характеристиками социальной реальности, а следовательно, некоторыми признаками социальной системы. Так, виртуальные сообщества представляют собой объединение пользователей сети в группы с общими интересами для совместной работы или досуга в виртуальном пространстве. Интернет стал площадкой, на которой люди смогли, пользуясь лишь виртуальными сервисами, влиять на реальность. «Виртуальное» вышло за пределы компьютерной сети и обрело вполне осязаемые черты, получило политическое влияние. Сегодня феномен виртуальной реальности – неотъемлемая черта окружающей нас действительности: люди в персональных блогах пишут о том, что их волнует, делятся новостями и впечатлениями, находят бизнес‑партнеров и сотрудников, обмениваются ссылками, фотографиями, песнями и видеороликами, знакомятся и вступают в браки. Виртуальная реальность стала предметом философских дискуссий. «Виртуальное» зачастую порождает такие коннотации, как «ложное», «неправдоподобное», «фигуральное». Достоверность образов виртуальной реальности ставится под сомнение. Презентация реальности сменяется симуляцией, а образы – «симулякрами». В результате такой фальсификации создается «общество спектакля». На сегодняшний день в медиаисследованиях сформировалось понимание виртуальной реальности в ее неотделимости от физической реальности, хотя и с признанием некоего гибрида, парадоксальной совокупности реальных и виртуальных коммуникационных процессов. Решающим доводом в пользу признания виртуальной реальности является ее взаимодействие с физическим миром, способность оказывать на него влияние. Критика виртуальной реальности состоит в чрезмерном внимании к компьютерной детерминированности. Любая реальность является виртуальной, если под ней понимать шизофренический бред, наркотическое или алкогольное опьянение, изменение восприятия мира под действием наркоза и др. Ряд исследователей указывает, что ни Интернет, ни сетевые технологии не внесли ничего принципиально нового в проблематику виртуальности.
Литература Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. – М.: Постум, 2017. Носов В. А. Виртуальная психология. – М.: Агрф, 2000. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. – М.: Смысл, 2017.

Источник: Отечественная теория медиа основные понятия. Словарь. Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. -Москва. 2019

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
788.73 кб

Виртуальная реальность

Гибадуллин Артур Амирзянович
Статья посвящена вопросам связи виртуального и реального. Рассмотрены виртуальные частицы, временная сутьявлений.
Читать PDF
357.27 кб

Виртуальная реальность игры

Кирик Татьяна Анатольевна
Читать PDF
310.64 кб

Ничто виртуальной реальности

Прокопьева Марина Юрьевна
Читать PDF
399.92 кб

Свобода и виртуальная реальность

Маслов Вадим Михайлович
Свобода есть гармония с собой и миром, именно поэтому существует множество различных пониманий свободы. Индивидуальная свобода всегда ограничена ресурсами и обществом.
Читать PDF
115.40 кб

Виртуальная реальность и симулякры

Дворецкая О. В.
Читать PDF
872.34 кб

Виртуальная реальность и философия

Ледников Евгений Евгеньевич
Рецензия на монографию Антоновой О.А., Соловьева С.В. Теория и практика виртуальной реальности:логико-философский анализ. Изд.С.-Петербургского университета, 2008.
Читать PDF
531.77 кб

Романтизм и виртуальная реальность

Марджи Нада Муин
Статья посвящена определению и значению феномена виртуальной реальности в современном мире и ее корнях в истории культуры.
Читать PDF
360.86 кб

Виртуальная реальность коммуникации

Елхова Оксана Игоревна
Статья посвящена теме виртуальной реальности в тесной ее связи с проблематикой развивающихся информационно-коммуникационных технологий.
Читать PDF
1.35 мб

Виртуальная реальность гениальности

Еремкин А. И.
Читать PDF
69.38 кб

Искусство как виртуальная реальность

Алексеева А. В.
Читать PDF
110.23 кб

Феноменология виртуальной реальности

Ладов В. А.
Читать PDF
133.29 кб

Фрактальность виртуальной реальности

Елхова О.И.
Цель настоящего исследования заключается в выявлении фрактальных свойств виртуальной реальности. Понятие «виртуальная реальность» определяется как создаваемое впечатление человека о пребывании в искусственно созданном мире.
Читать PDF
133.29 кб

Фрактальность виртуальной реальности

Елхова О.И.
Цель настоящего исследования заключается в выявлении фрактальных свойств виртуальной реальности. Понятие «виртуальная реальность» определяется как создаваемое впечатление человека о пребывании в искусственно созданном мире.
Читать PDF
472.79 кб

Блеск и нищета виртуальной реальности

Луценко Евгений Вениаминович
В статье кратко рассматриваются перечисленные ниже вопросы. Классическое определение системы виртуальной реальности.
Читать PDF
164.37 кб

Виртуальные сообщества - это реальность

Евдокимова Марина Германовна
В статье рассматриваются вопросы о непрерывном образовании каждого выпускника путём вовлечения его в виртуальные образовательные сообщества.

Похожие термины:

  • Виртуальная (мнимая) реальность

    (от англ. virtual – мнимый; возможный). Віртуальна (уявна) реальність. Virtual reality. Мнимые образы социальных процессов, явлений, субъектов и т. д., создаваемые средствами массовой коммуникации и воспринима
  • ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, виртуальное, виртуальность

    англ. virtual reality от virtual - фактический, virtue - добродетель, достоинство; ср. лат. virtus - потенциальный, возможный, доблесть, энергия, сила, а также мнимый, воображаемый; лат. realis - вещественный, действительны