имитация реальной обстановки с помощью компьютерных устройств (звуком, зрительным образом, телесным, тактильными ощущениями). Используется для подготовки специалистов (тренажеры), в том числе и моделирования операций при обучении хирургов, в играх – погружение в «мнимую реальность», включая секс-услуги и т.п.
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
технология бесконтактного информационного взаимодействия, реализующая с помощью комплексных мультимедиа-операционных сред иллюзию непосредственного вхождения и присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном "экранном мире". Более абстрактно - это мнимый мир, создаваемый в воображении пользователя.
Источник: Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий
реальность виртуальная
1) реальность, не имеющая физического воплощения; субъективное восприятие и видение социальной реальности; 2) по П. Вирилио – реальность, состоящая из «ментальных имиджей», которая создает для человечества принципиально новую проблему – увеличивает неспособность контролировать себя во времени и пространстве. – Литература: Virilio, P. The Art of the Motor. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1995; Иванов Д.В. Императив виртуализации: Современные теории общественных изменений. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
виртуальная реальность
Virtual reality 1.Компьютерная система, которая обеспечивает визуальные и звуковые эффекты, погружаю щие зрителя в воображаемый мир за экраном. Пользователь окружается порожденными компьютером образами и звуками, создающими впечатление реальности. Он взаимодействует с искусственным миром с помощью различных сенсоров, таких как, например, шлем и перчатки, которые связывают его движения и впечатления и аудиовизуальные эффекты. Исследования в области виртуальной реальности направлены на усиление впечатления реальности. 2.Технология бесконтактного информационного взаимодействия, реализующая с помощью комплексных мультимедийных операционных сред иллюзию непосредственного присутствия в реальном времени в «экранном мире». Виртуальная реальность — это мнимый мир, создаваемый воображением пользователя.
Источник: Глоссарий по информационному обществу.
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
VIRTUAL REALITY) Термин, ошибочно отождествляемый с «киберпространством»; обозначает технологическое управление ощущениями с целью создания альтернативных реальностей. М.Фезерстоун и Р.Барроуз в книге «Киберпространство, кибертела, киберпанк» (Featherstone and Burrows, 1995) определяют виртуальную реальность как определенный мультимедийный опыт, при котором «биоаппараты» — наушники, шлемы со стереодисплеями (eyephones), сенсорные перчатки (datagloves) — погружают тело в искусственный мир звука, изображения и прикосновения. Критики развития коммуникационных технологий утверждают, что природный и социальный миры вытесняются виртуальным миром, в котором реальность имитируется электронными знаками и образами. См. также: Гиперреальность; Информационная супермагистраль; Пространственно-временная дистанциация.
Источник: Социологический словарь
Виртуальная реальность
(virtual reality, віртуальная рэчаiснасць) — понятие, используемое для характеристики особой техногенной среды, которая имитирует трехмерное пространство и способна полностью заменить физическую реальность в том виде, как ее воспринимает человек с помощью своих органов чувств. В качестве универсальных свойств В.Р. можно выделить такие ее характеристики, как специфическое воздействие на пользователя (виртуальное способно производить эффекты, характерные для вещественного), условность параметров объектов (моделируемых и произвольно изменяемых), а также эфемерность присутствия (возможность прерывания и возобновления режима существования в виртуальном пространстве). Понятие В.Р. возникло после успешной технологической разработки трехмерных графических макромоделей физической реальности, созданных при помощи компьютера в Массачусетском технологическом институте в конце 1970-х гг. и передающих эффект полного присутствия в ней человека. Первоначально подобные модели применялись в военной области в обучающих целях, например для имитации процессов управления самолетом. Затем Ж. Ланье применяет название «виртуальная реальность» для обозначения нового компьютерного продукта, и уже в таком виде оно получает широкое распространение в качестве маркетингового ярлыка и понятия массовой культуры. Компьютеризация общественной жизни делает атрибутом повседневности В.Р. в качестве подобия, «компьютерной симуляции» реальных вещей и поступков. В начале нового тысячелетия многочисленные изменения в области экономики, политики, культуры вполне могут быть объединены в целостное видение социального пространства посредством метафоры «В.Р.». В современном обществе сетевая логика информа ционного обмена постепенно заменяет / замещает традиционную логику социальных взаимодействий. Особую роль в этом процессе выполняют средства массовой информации, которые применяют мультимедийные и интерактивные технологии и, как отмечает М. Кастельс, создают своеобразную символическую среду. В ней реальность (природный мир физических объектов) преломляется и замещается символическими образами, которые становятся уже не средством передачи опыта, а новым опытом, берущим на себя функции и качество прежних форм восприятия и переживания реальности. Такой опыт «симуляции» действительности, или, точнее, создания «симулятивной» реальности, в которой символический образ целиком заменяет собой материальный объект, современные теоретики все чаще называют «виртуальным» опытом, или «виртуализацией». Здесь образы начинают конкурировать друг с другом и претендовать на статус наиболее достоверных, максимально полно отображающих (репрезентирующих) реальность, хотя «на самом деле» ни о какой реальности в прежнем понимании уже не может быть и речи. Более того, современное общество также постепенно целиком «погружается» в опыт символического воспроизводства реальности и начинает восприниматься как «искусственное», целиком сконструированное посредством «высоких технологий» и воплощенное в них. В таком случае уже можно говорить о «симуляции» не материальных объектов (вещей или людей), но социальных взаимодействий, а также «виртуализации» конституирующих эти взаимодействия социальных институтов и всего общества в целом. Перспектива «виртуализации общества», по мнению Д. Иванова, проявляется как возможность оформления отношений между людьми в виде взаимодействия между образами. Сегодня можно достаточно уверенно говорить о процессах «виртуализации общества», так как оно все больше становится похожим на В.Р. и может описываться теми же характеристиками. В данном случае «виртуализация» — это любое замещение реальности ее симуляцией (символическим образом). Замена может происходить и без помощи компьютерной техники, главное в этом процессе — применение логики В.Р. В этой связи можно говорить о перспективе «виртуализации» социальных взаимосвязей как о возможности снятия пространственно-временны´х ограничений для коммуникативных процессов в любых социальных интеракциях. А.Сарна
Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016
Виртуальная реальность
(лат. virtualis – возможный) Тип реальности, конструируемый в процессе медиапотребления аудиторией в результате использования медиатехнологий. Для виртуальной реальности характерны явления и процессы, которые не имеют физического воплощения, поскольку существуют в восприятии аудитории благодаря ее способности к абстрактному мышлению. Виртуальные коммуникации проходят в специфической среде, где материальный мир заменен нематериальным, имеющим знаковую, символическую природу, что дает основания называть новую реальность искусственной, созданной человеком с помощью компьютерных технологий. Будучи детерминированной технологиями, виртуальная реальность тем не менее представляет полноценную среду обитания и часть повседневной жизни человека. Взаимодействие между людьми в виртуальной реальности происходит таким же образом, как и в подлинной реальности (задействуются органы чувств человека). Понятие «виртуальный» восходит к латинскому virtus, означающему действующую силу в средневековой философии. Вплоть до конца 1970‑х гг. термин не связывался с информационными технологиями, употреблялся в значении «возможный; такой, который может или должен появиться при определенных условиях» в естественнонаучном знании. Компьютерную коннотацию термин приобретает в 1980‑е гг. для обозначения трехмерных макромоделей реальности, создаваемых при помощи компьютера и передающих эффект полного присутствия в ней человека. Понимание «виртуальной реальности» как реальности, создаваемой на экране медиа – будь то экран компьютера, дисплей шлема или линзы очков, упрощено технократической детерминированностью. Способность медиа не только транслировать реальность в процессе медиации, но и создавать в результате этого опосредования новую среду – фундаментальное свойство медиа, характеризующее их природу. Благодаря этому свойству медиа и способности человека к созданию образов возникает виртуальная реальность. Образы – это продукты силы воображения человека, укорененные в его природе. Аудитория осознает опосредованный характер образов, получаемых из медиа, однако, соединившись с ментальными образами аудитории, они создают образы собственного опыта (переживаний) человека. Виртуальная реальность тесно связана с медиареальностью – средой существования образов на медианосителе (от наскальных рисунков до телесериалов или сериалов на онлайн‑платформах). Однако именно с распространением сетевых форм коммуникаций, в частности социальных сетей, которые формируют среду существования современного человека и, соответственно, обладают качествами и характеристиками не только медиа, но и социального пространства, медиареальность сменяется реальностью виртуальной. Ключевая характеристика виртуальной реальности – интерактивность, способность к совершению человеком действий. Как объект изучения медиаисследований, виртуальная реальность представляет определенную сложность, т. к. ее существование в виде физического предмета и эмпирическая измеримость параметров затруднены. Новые принципы объединения в сообщества, новые формы функционирования сообществ в Интернете, конструирование сетевого «я», новые формы практик – от медиакоммуникации с близкими посредством гаджетов до занятий сексом онлайн – трансформируют знание о современном человеке, глубоко погруженном в медийное пространство. Виртуальная реальность порождена в результате активности другой реальности, внешней по отношению к ней, и существует только тогда, когда активна порождающая реальность. Тем не менее виртуальная реальность автономна, для нее характерны собственные пространственно‑временные признаки и законы существования. Будучи онтологически независимой, она может взаимодействовать с порождающей ее реальностью. Таким образом, виртуальной реальности свойственны следующие специфические свойства: актуальность, автономость, интерактивность. Виртуальная реальность обладает атрибутивными характеристиками социальной реальности, а следовательно, некоторыми признаками социальной системы. Так, виртуальные сообщества представляют собой объединение пользователей сети в группы с общими интересами для совместной работы или досуга в виртуальном пространстве. Интернет стал площадкой, на которой люди смогли, пользуясь лишь виртуальными сервисами, влиять на реальность. «Виртуальное» вышло за пределы компьютерной сети и обрело вполне осязаемые черты, получило политическое влияние. Сегодня феномен виртуальной реальности – неотъемлемая черта окружающей нас действительности: люди в персональных блогах пишут о том, что их волнует, делятся новостями и впечатлениями, находят бизнес‑партнеров и сотрудников, обмениваются ссылками, фотографиями, песнями и видеороликами, знакомятся и вступают в браки. Виртуальная реальность стала предметом философских дискуссий. «Виртуальное» зачастую порождает такие коннотации, как «ложное», «неправдоподобное», «фигуральное». Достоверность образов виртуальной реальности ставится под сомнение. Презентация реальности сменяется симуляцией, а образы – «симулякрами». В результате такой фальсификации создается «общество спектакля». На сегодняшний день в медиаисследованиях сформировалось понимание виртуальной реальности в ее неотделимости от физической реальности, хотя и с признанием некоего гибрида, парадоксальной совокупности реальных и виртуальных коммуникационных процессов. Решающим доводом в пользу признания виртуальной реальности является ее взаимодействие с физическим миром, способность оказывать на него влияние. Критика виртуальной реальности состоит в чрезмерном внимании к компьютерной детерминированности. Любая реальность является виртуальной, если под ней понимать шизофренический бред, наркотическое или алкогольное опьянение, изменение восприятия мира под действием наркоза и др. Ряд исследователей указывает, что ни Интернет, ни сетевые технологии не внесли ничего принципиально нового в проблематику виртуальности.
Литература Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. – М.: Постум, 2017. Носов В. А. Виртуальная психология. – М.: Агрф, 2000. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. – М.: Смысл, 2017.
Литература Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. – М.: Постум, 2017. Носов В. А. Виртуальная психология. – М.: Агрф, 2000. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. – М.: Смысл, 2017.