нем. социолог, представитель т. наз. социологии формальной (см.). Социология, согласно В., - эмпирико-аналитич. дисциплина, имеющая своим предметомсоциальное как совокупность процессов межчеловеческих взаимодействий и складывающихся на их основе соц. структур (отношений, групп, ин-тов различн. степени общности и устойчивости). Аналитич. основанием социологии, по его мнению, является понятие соц. дистанции, т. е. сближение индивидов или их отдаление, а также группы по отношению к группе, группы по отношению к индивиду и т. д., что выступает как сущностное определение соц. процессов. Лит.: System der allgemeinen Soziologie. В. 1955. B.A. Кучава
ВИЗЕ Леопольд фон
ВИЗЕ (Wiese) Леопольд фон (1876-1969)
Источник: Российская социологическая энциклопедия
ВИЗЕ Леопольд фон
(1876- 1969) - нем. социолог, представитель формального направления. В работе «Система общей социологии» (1955) В. рассматривал социологию как эмпирико-аналитическую дисциплину, предметом которой выступает совокупность процессов межиндивидуальных взаимодействий и складывающихся на их основе социальных структур. Аналитическим основанием определения социальных процессов является понятие социальной дистанции, т. е. приближение или удаление индивида по отношению к другому индивиду, группе, и наоборот. В. разработал детальную классификацию социальных процессов и структур, носящую формальный характер. По В., развитие общества есть смена различных эпох: эпохи табу, эпохи морали, эпохи нравственности. В соответствии с этой периодизацией, социальные изменения локализуются в этической сфере.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
ВИЗЕ (Wiese) Леопольд фон
1876-1969) - немецкий социолог, представитель формальной школы. Профессор в Ганновере (1908-1911), основатель (вместе с Шелером) и профессор Института социальных наук Кельнского университета (с 1919), основатель и издатель журнала по социологии и социальной психологии (1921-1954). С 1933 жил и работал в США, с 1945 - в Западной Германии.
Подобно М. Веберу , В. трактовал человеческое общество как сумму отношений людей, существующих через посредство действия. Истинной сутью человеческих сообществ В. считал "антропологически надвременное" "социальное" или "межчеловеческое", состоящее в "спутанной сети" межличностных отношений. Ввел в общественные дисциплины как концептуально значимое понятие термин "социальная дистанция" - приближение или отдаление индивида по отношению к индивиду, группы по отношению к группе, индивида по отношению к группе и т.д., - который, по В., и позволяет выработать сущностное определение общественных процессов. Постулировал реальность в обществе социальных изменений, но не социального прогресса (кроме технической сферы).
В учении о социальных образованиях (фикциях, которым сознание людей приписывает псевдообъективное существование) В. вычленял (в зависимости от их устойчивости, длительности существования, абстрактности и меры социальной дистанции): массу ("конкретные толпы, видимые и кратковременные", "абстрактные толпы, невидимые и неопределенной длительности"); группу (с присущим личным участием индивидов) и абстрактные коллективы наподобие государства и церковных организаций. В. ввел также в научный оборот такие фундаментальные понятия, как "социальные отношения", "социальная позиция", "социальная ситуация". Общественные изменения, согласно В., осуществляются в сфере нравственности: история, по В., включала в себя эпоху табу, эпоху морали, эпоху нравственности (современную).
А.А. Грицанов
Подобно М. Веберу , В. трактовал человеческое общество как сумму отношений людей, существующих через посредство действия. Истинной сутью человеческих сообществ В. считал "антропологически надвременное" "социальное" или "межчеловеческое", состоящее в "спутанной сети" межличностных отношений. Ввел в общественные дисциплины как концептуально значимое понятие термин "социальная дистанция" - приближение или отдаление индивида по отношению к индивиду, группы по отношению к группе, индивида по отношению к группе и т.д., - который, по В., и позволяет выработать сущностное определение общественных процессов. Постулировал реальность в обществе социальных изменений, но не социального прогресса (кроме технической сферы).
В учении о социальных образованиях (фикциях, которым сознание людей приписывает псевдообъективное существование) В. вычленял (в зависимости от их устойчивости, длительности существования, абстрактности и меры социальной дистанции): массу ("конкретные толпы, видимые и кратковременные", "абстрактные толпы, невидимые и неопределенной длительности"); группу (с присущим личным участием индивидов) и абстрактные коллективы наподобие государства и церковных организаций. В. ввел также в научный оборот такие фундаментальные понятия, как "социальные отношения", "социальная позиция", "социальная ситуация". Общественные изменения, согласно В., осуществляются в сфере нравственности: история, по В., включала в себя эпоху табу, эпоху морали, эпоху нравственности (современную).
А.А. Грицанов
Источник: Социология: энциклопедия