ВЛАСТЕЙ РАЗДЕЛЕНИЕ
ВЛАСТЕЙ РАЗДЕЛЕНИЕ
англ. power, division of; нем. Gewaltenteilung. Предусмотренное конституцией разграничение полит., законодательной, исполнительной и судебной властей.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ
англ. division of authorities; нем. Gewalten teilung. Принцип, согласно к-рому законодательная, исполнительная и судебная власти в государстве должны осуществляться различными, независимыми и взаимно уравновешивающими друг друга органами.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Разделение властей
separation of powers), классич. политико-правовая доктрина, обычно связываемая с именем франц. философа Монтескье (1689—1755), хотя Р.в. на три ветви было предложено уже Аристотелем, а затем Локком. В соч. О духе законов (1748) Монтескье высказал мысль о том, что законодательная, исполнительная и судебная власти должны быть разделены в конституц. порядке как функционально, так и по составу действующих лиц. Это обеспечивает существование относительно независимых органов власти и поддерживает систему взаимного контроля и сдерживания, препятствующую возвышению одной ветви власти над др. Доктрина Р.в. воплощена в Конституции США, офиц. разделившей полномочия Конгресса, президента и Верховного суда, что, конечно, не является абс., поскольку взаимодействие властей (особенно президента и Конгресса) представляет собой необходимое условие жизнеспособности всей системы (правительство США). В странах с парламентским правлением исполнит, и законодат. власти сближаютс я , их функции могут частично совпадать . В Великобритании исполнит, власть, формируемая на основе парлам. большинства, осуществляет и законодат. функции. Судебная власть, однако, в значит, мере независима, хотя ее глава, лорд-канцлер, является членом кабинета министров (исполнит, власть) и председателем палаты лордов (законодат. власть) (плюрализм).
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Разделение власти (принцип)
разделение функций и прав трех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной). Как принцип обоснован в XVIII в. французским философом Ш. Монтескье и с тех пор не претерпел изменений, обогащаясь практикой. Он гарантирует от злоупотреблений властью, присвоения неограниченных полномочий государственными органами и должностными лицами, позволяет разграничить сферы компетенции и ответственности между ними. В России принцип Р.в. отражен и закреплен в Конституции РФ (ст. 10): «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Наряду с горизонтальным Р.в. существует и вертикальное - разделение полномочий между различными уровнями государственной власти, – имеющее два уровня: общенациональный (или центральный), региональный и местный. Между центром и местными органами власти существует промежуточный региональный уровень. В этом случае регион (область, край, город) наделяется властью, которая четко определена и защищена от посягательств центрального правительства Конституцией. В целях повышения эффективности государственного управления в России созданы семь федеральных округов, объединяющих по территориальному принципу субъекты РФ. Такая система власти называется федеральной. Принцип Р.в. способствует четкой работе механизма государственного устройства, наиболее полной реализации социальным государством своих функций.
Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник