ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ В УПРАВЛЕНИИ (ВСУ)

Найдено 1 определение
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ В УПРАВЛЕНИИ (ВСУ)
особый тип управленческого воздействия, предполагающий субъективное, личностное «принятие» человеком или группой инициированного субъектом управления изменения (действия, поведенческой модели, ценностной ориентации, установки, нормы и т.д.). ВСУ является оппозицией управлению, основанному на так называемой «нормативной власти» (термин Дж. Френча и Б. Рэвена), когда объект вынужденно подчиняется субъекту, стремясь избежать негативных санкций, уступая социально узаконенному авторитету или «обменивая» свое поведение на позитивные санкции. ВСУ основано на так называемой «когнитивной власти», когда человек или группа самостоятельно придают необходимые значения (смыслы) тем информационным конструкциям, которые предоставляются субъектом управления, и меняют свое сознание и поведение в соответствии с ними. Влияние соотносимо с такими видами власти как экспертная (основанная на убежденности объекта в компетентности субъекта), информационная (базирующаяся на формировании информационной зависимости объекта воздействия от субъекта), референтная (предполагающая приобщение объекта к идентификации с некоторым образцом, например, референтной группой). Традиция, согласно которой влияние рассматривается как специфический вид власти, идёт от К. Левина. Но некоторые специалисты (С. Московичи) определяют влияние как прямую оппозицию власти, считая любой вид власти лишь принуждающим воздействием. ВСУ широко используется для решения задач социального управления в тех случаях, когда принуждающее воздействие невозможно и необходимо так называемое «мягкое» управление. Действенность ВСУ основана на эффекте субъективной валидности (Л. Фестингер) – убежденности индивидуума в том, что некоторое «предложение» (идея, суждение, модель поведения, действие) правильны, справедливы, отвечают его интересам. В основе субъективной валидности может лежать приверженность индивида социальной норме, его стремление к конформному поведению, желание утвердить себя в определенной социальной идентичности. Исследования ВСУ особенно широко ведутся в рамках социальной психологии (Ф. Зимбардо, Дж. Тернер, К. Ховланд, Р. Чалдини). В социологическом дискурсе ВСУ анализировали Т. Парсонс, С. Московичи, А. Турен (теория «программированного общества»), Э. Ноэль-Нойман (теория «спирали молчания»), И. Гоффман («управление впечатлением») и др. Отечественные социологи обращаются к ВСУ, как правило, при разработке таких проблемных областей как социология коммуникации (Т.М. Дридзе, Т.З. Адамьянц), социология общественного мнения (М.К. Горшков, Л.Н. Федотова), социология рекламы (О.О. Савельева), социология моды (А.Б. Гофман), управление социальной сферой (О.А. Уржа) и др. В менеджменте ВСУ рассматривается часто в связи с управлением коллективом, командообразованием, корпоративной культурой, лидерством. См. также: Влияние социальное, Организация как социальное явление, Социальные функции организации.
Лит.: Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 2011; Тернер Дж. Социальное влияние. СПб., 2003; Чалдини Р. Психология влияния. М., 2010; French J.R., Raven B.H. The Bases of Social Power // Studies in Social Power. Ann Arbor, 1959; Moscovici S. Social Influence and Social Change. L., N.-Y., 1976; Parsons T. On the Concept of Influence // Parsons T. Politics and Social Structure. N.-Y., 1969; Raven B.H. Influence, Power, Religion, and the Mechanisms of Social Control // Journal of Social Issues, 1999, vol. 55, № 1. О.О.Савельева

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.