ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ (ВСО)

Найдено 1 определение
ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ (ВСО)
одно из центральных понятий современных теории в социологии организаций. Характеризует всю совокупность внешних факторов, влияющих на процессы жизнедеятельности организации. Взаимодействие организации с ВСО рассматривается как необходимое условие и, одновременно, ограничение её выживания, жизнедеятельности, функционирования и развития. Начиная со школы социальных систем (Т. Парсонс, Ч. Барнард, Г. Саймон) и практически во всех версиях современной организационной теории (особенно в инвайронментальной) отношение организации с окружением рассматривается в качестве главной проблемы, решение которой предопределяет как её способность к выживанию, так и эффективность ее деятельности (системный реквизит Т. Парсонса). Представление о ВСО организации было введено в современную организационную теорию в противовес абсолютизации роли внутри организационных факторов, таких как цель, стратегия, размер, технология, персонал, организационная культура и структура, обычно в совокупности и именуемых внутренней средой организации (Дж. Томпсон, М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури, А.И. Пригожин). При всём при этом ВСО обычно трактуется как значительно более сложная и динамичная подсистема организации, чем ее внутренняя среда. Важность для организации отношения с окружением очевидна и обусловлена тем, что ВСО для организации выступает в разных ипостасях: источником сырья; рабочей силы; поставщиком и обмена ресурсов; сводом писанных и неписанных правил, регулирующих экономические и социальные отношения в социуме; сферой социальных взаимодействий и коммуникаций; реализации продукта или услуги; сферой, к которой привязаны замыслы и стратегии руководителей организации, конкуренции и партнерства. Следует отметить, что в современной организационной науке не сложилось единого представления о природе ВСО. Одно из наиболее широких, достаточно точных, но и мало употребляемых в практике управления представлений об организации, является представление о ВСО как о совокупности всего, что не является организацией. Так, Г. Кунц и С. О’Доннелл представляют ВСО, как сложную систему, включающую следующие подсистемы: экономическую, технологическую социокультурную, политическую, этическую. Из такого понимания среды напрямую вытекает, что важнейшими являются такие ее характеристики как уровень гетерогенности, динамичности, турбулентности и слабая прогнозируемость ее поведения. Что, в конечном счете, находит отражение в интегральном показателе ее состояния, именуемом уровнем неопределенности. В наиболее полной степени соответствует задачам исследований классификация состояний ВСО Р. Джарковича, построенная по двум основаниям: а) степень изменений; б) уровень их колебаний. Состояния внешней среды он разделяет на четыре группы (с разным уровнем неопределенности): 1) сильные изменения с незначительными колебаниями; 2) слабые иземенения с незначительными колебаниями; 3) слабые изменения с высоким уровнем колебаний; 4) сильные изменения с высоким уровнем колебаний.
Указанные различия в уровне неопределенности, как интегральной характеристики , лежит в основе двух канонических системных моделей взаимодействия организации с окружением, созданных на базе системной методологии – «модели организации как закрытой системы» и «модели организации как открытой системы» (Д. Кац, Р. Канн). Первая модель привязана к ситуации, когда ВСО характеризуется не слишком высоким (умеренным) уровнем неопределенности (ненасыщенный рынок, низкая конкуренция, политическая стабильность и др.), а организация описывается как система, характеризующаяся высокой стабильностью входов и выходов. В рамках этой модели менеджерам предписывается сделать акцент на работе по преимуществу с внутренней средой организации в логике рационализации деятельности. Вторая модель привязана к ситуации, когда ВСО отличается высоким уровнем неопределенности и слабой предсказуемостью (пересыщенный рынок, жесткая конкуренция, политическая нестабильность и др.) и описывается как система с постоянно меняющимися входами и выходами. В рамках этой модели менеджерам предписывается делать основной акцент в управлении на работу с ВСО, зачастую жертвуя рационализацией процессов, протекающих во внутренней среде организации. Основой такой работы является: сегментация рынка, дифференциация потребителей, постоянная смена и диверсификация выпускаемого продукта, активная маркетинговая политика, формирование потребностей потребителя.
Указанная логика просматривается и рамках ряда моделей, связывающих выбор типа и логики формирования оптимальных стратегий развития организации с уровнем неопределенности ВСО (П. Лоуренс, Дж. Лорш, Т. Бернс и др). В концепции Дж. Томсона прямо указывается на то, что уровень логических обоснований формируемых организационных стратегий у менеджеров существенно снижается, а роль политических факторов возрастает по мере нарастания уровня неопределенности (а следовательно и предсказуемости). В современной организационной теории, и в частности в социологии организаций, существуют и меняются различные представления о природе и строении ВСО. Хотя понятие ВСО получило широкое распространение с организационной науке с начала 1950-х, введение представлений о внешней среде в социологии восходит к периоду 1920-30-х и связывается с концепциями человеческой, а позже социальной экологии. В этот период понятие ВСО трактовалось очень широко. Так, один из родоначальников экологического подхода в социологии (человеческая экология) Р.Э. Парк, уже в 1930-х – 1940-х. включал в это понятие, наряду с собственно социальными элементами и природные (биологический и физический) . Начиная со второй половины 1950-х, представление о природе ВСО еще более усложняются. В концепциях теоретиков школы социальных систем, ситуационного подхода, теории ресурсной зависимости, стратегического управления, неоинституционального, неомарксистского, феноменологического, организационно- экологического, отчасти инновационного и инвайронментальных подходов в организационной теории в той или иной форме присутствует взгляд на ВСО как еще более сложную многоприродную, гетерогенную систему. Это представление восходит к работам Г. Саймона, который видел источник формирования представлений о гетерогенности среды в феномене «ограниченной рациональности человека», который, будучи не в состоянии адекватно реагировать на сложность тотального окружения, вынужден сегментировать среду составляющие и специализировать работников на работе с определенными сегментами. Развитие фундаментальных представлений о гетерогеннности окружения и логике работы организации с ним связано с разработкой идеи о комплексной природе организаций (П. Лоуренс, Дж. Лорш), а также с концепций их ресурсной зависимости (Дж. Пфеффер, Дж. Саланчик). Сложность строения и гетерогенность ВСО делает необходимым существование ряда более частных и локальных ее моделей, широко применяемых в практике управления, а так же различных типов их классификации. Так, одни специалисты (М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури) пытаются классифицировать разные типы моделей ВСО, группируя разнородные факторы в блоки по основанию косвенного или прямого воздействия на организацию. К первому типу факторов они относят состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические факторы. Ко вторым, состояние трудовых ресурсов, потребительских рынков, характеристики организаций партнеров и конкурентов по бизнесу, различая их по основанию прямого и косвенного воздействия. Другие специалисты пытаются формировать и классифицировать модели ВСО, кладя в основу природу тех или иных сегментов ВСО. Так многие специалисты выделяют модели макро- и микро- окружения (М. Зей-Феррелл). К макроокружению обычно относят систему принятых в социуме юридических и социальных (формальных и неформальных) норм; институциональных образцов, законов, а также социальные институты, контролирующие их соблюдение (неоинституциональный подход). Под микроокружением обычно понимают модель ВСО, где внешняя совокупность - это другие организации, с которыми данная организация реально взаимодействует и вступает в различные формы экономических, социальных и политических отношений. Однако, при решении практических задач, наиболее часто используется суженная модель микроокружения, которую именуют либо «целевым окружением», либо «окружением задачи». Речь идет о части микроокружения, представленной организациями, от которых напрямую зависит выживание и эффективность конкретной организации. Применительно к бизнесу, это обычно организации, выступающие партнерами (поставщики ресурсов, продавцы продукта), либо организации – конкуренты (Дж. Томпсон, П. Лоуренс и Дж. Лорш, А. Чендлер, М. Хэннон и Дж. Фримен).
Еще одной широко распространенной моделью ВСО, тесно связанной с предыдущей, является модель ВСО как «кладовки ресурсов». В ее основе рассмотрение ВСО, как, прежде всего, источника необходимых организации для выживания и успешной жизнедеятельности ресурсов (сырье, материалы, энергия, деньги, технологии, информация, персонал), доступ к которым контролируется другими организациями (П. Лоуренс, Дж. Лорш, А. Чендлер, Дж. Пфеефер и Дж. Саланчик М. Хэннон и Дж. Фримен). В ряде подходов (теория ресурсной зависимости, организационная экология) используются обобщенные интегральная характеристика внешней среды, привязанные к потребностям организации, именуемые либо «ресурсными», либо «экологическими» нишами. См. также: Ситуационная матрица формирования организационной стратегии Дж. Томпсона.
Лит.: Пью Д.С., Хиксон Д.Дж. Исследователи об организациях. Хрестоматия. М., 1997; Теория организаций. Хрестоматия. Под ред. Т.Н. Клеминой. СПб., 2010; Холл Р.Х. Организации. Структуры и процессы. СПб., 2001; Щербина В.В. Социальные теории организаций. Словарь. М., 2000; Щербина В.В., Попова Е.П. Организационное развитие. М., 2011; Hannan M., Freeman J. Organization Ecology. Harvard, 1989. В.В. Щербина

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.