ВНИМАНИЕ
ВНИМАНИЕ
сосредоточенность психической деятельности на какомлибо объекте или действии.
Источник: Глоссарий по биосоциологии
ВНИМАНИЕ
англ. attention; нем. Aufmerksamkeit. Произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность познавательной и практической деятельности человека на определенном объекте или действии.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Внимание
направленность психологических процессов на избирательное восприятие каких-либо предметов, явлений, действий. Другими словами, это сосредоточение сознания на объекте, обеспечивающее его ясное отражение. Внимание характеризуется несколькими параметрами:
- концентрация (интенсивность) внимания – степень сосредоточения на одном (наиболее значимом)
объекте или процессе;
- объем внимания – количество объектов или явлений, не имеющих непосредственной связи с деятельностью человека в данный момент, которые одновременно могут находиться в сфере внимания человека;
- распределение внимания – обычно процесс эффективной деятельности требует сосредоточения внимания на каком-то одном виде работы.
- концентрация (интенсивность) внимания – степень сосредоточения на одном (наиболее значимом)
объекте или процессе;
- объем внимания – количество объектов или явлений, не имеющих непосредственной связи с деятельностью человека в данный момент, которые одновременно могут находиться в сфере внимания человека;
- распределение внимания – обычно процесс эффективной деятельности требует сосредоточения внимания на каком-то одном виде работы.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
Внимание
attention), способность мозга концентрироваться на психич. деят-ти. Считается, что существует механизм В., к-рыЙ позволяет мозгу отфильтровывать постороннюю или маловажную информацию, поступающую от органов чувств. Существует также необходимость сконцентрировать деят-ть самого мозга (воспоминания, образы или представления) и направлять течение мыслей. Понимание того, как действует этот механизм, по всей вероятности, является ключом к объяснению деят-ти мозга. Кроме того, это имеет практич. значение для эффективного использования нашей ограниченной способности В. при наблюдении за сложными системами. Нек-рые исследователи считают, что мозг быстро блокирует постороннюю информацию еще до анализа, чтобы избежать перегрузки. Др. утверждают, что мозг обрабатывает больше информации, чем мы представляем себе, а мы осознаем только ту, на к-рую обращено наше внимание.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Внимание
произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности. Внимание может быть непроизвольным, или пассивным, и произвольным, или активным.
Внимание представляет собой особую динамическую характеристику деятельности, ее необходимую сторону. Отдельные объекты, на которые направлено сознание (например, слова, фразы, целые страницы и т. п.), могут меняться, а внимание сохраняется, если, например, чтение продолжается. Внимание связано с направленностью личности в данный момент и при данных условиях. Произвольное внимание ребенка есть результат воздействия на него взрослых, результат воспитания, а в дальнейшем – и самовоспитания. Сознательно ставя перед собой какую-либо цель, человек направляет свою деятельность с помощью усилий воли. Но возможен и такой случай, когда произвольное внимание сохраняется, а усилий воли для его сохранения уже не требуется. Это бывает, если человек увлечен работой. Такое внимание называется послепроизвольным. Устойчивость внимания поддерживается либо усилием воли, либо интересом к данной деятельности. Даже в возрасте 9-11 лет внимание может быть устойчивым в течение не менее 40 мин.
Изучение распределения внимания показывает, что возможно выполнение двух работ одновременно, если одна из них полностью или частично автоматизирована, а другая не требует полного поглощения сознания.
Под переключением внимания понимается возможность более или менее легкого перехода от одного вида деятельности к другому. Частое переключение внимания вызывает утомление, особенно когда виды деятельности сильно различаются между собой. Однако если человек длительное время занят какой-то работой, для него переключение внимания на другую деятельность может быть отдыхом.
Отвлечение внимания – это непроизвольный переход от данной деятельности к другой, хотя первая еще должна продолжаться. Внимание особенно легко отвлекается при появлении неожиданных воздействий.
Под рассеянностью иногда понимают два противоположных явления: а) такое углубление внимания в работу, которое исключает из поля зрения человека все остальное; это кажущаяся рассеянность в результате сосредоточенности внимания на каком-либо объекте; б) состояние, когда человек ни на чем не может достаточно долго сосредоточиться и переключается с одного объекта на другой, что мешает ему решать поставленную перед ним задачу.
Воспитание внимания связано с общим воспитанием личности, с формированием ее потребностей, интересов, стремлений и убеждений. Большое значение имеет воспитание произвольного и послепроизвольного внимания, достигаемое путем управления в процессе деятельности.
Внимание представляет собой особую динамическую характеристику деятельности, ее необходимую сторону. Отдельные объекты, на которые направлено сознание (например, слова, фразы, целые страницы и т. п.), могут меняться, а внимание сохраняется, если, например, чтение продолжается. Внимание связано с направленностью личности в данный момент и при данных условиях. Произвольное внимание ребенка есть результат воздействия на него взрослых, результат воспитания, а в дальнейшем – и самовоспитания. Сознательно ставя перед собой какую-либо цель, человек направляет свою деятельность с помощью усилий воли. Но возможен и такой случай, когда произвольное внимание сохраняется, а усилий воли для его сохранения уже не требуется. Это бывает, если человек увлечен работой. Такое внимание называется послепроизвольным. Устойчивость внимания поддерживается либо усилием воли, либо интересом к данной деятельности. Даже в возрасте 9-11 лет внимание может быть устойчивым в течение не менее 40 мин.
Изучение распределения внимания показывает, что возможно выполнение двух работ одновременно, если одна из них полностью или частично автоматизирована, а другая не требует полного поглощения сознания.
Под переключением внимания понимается возможность более или менее легкого перехода от одного вида деятельности к другому. Частое переключение внимания вызывает утомление, особенно когда виды деятельности сильно различаются между собой. Однако если человек длительное время занят какой-то работой, для него переключение внимания на другую деятельность может быть отдыхом.
Отвлечение внимания – это непроизвольный переход от данной деятельности к другой, хотя первая еще должна продолжаться. Внимание особенно легко отвлекается при появлении неожиданных воздействий.
Под рассеянностью иногда понимают два противоположных явления: а) такое углубление внимания в работу, которое исключает из поля зрения человека все остальное; это кажущаяся рассеянность в результате сосредоточенности внимания на каком-либо объекте; б) состояние, когда человек ни на чем не может достаточно долго сосредоточиться и переключается с одного объекта на другой, что мешает ему решать поставленную перед ним задачу.
Воспитание внимания связано с общим воспитанием личности, с формированием ее потребностей, интересов, стремлений и убеждений. Большое значение имеет воспитание произвольного и послепроизвольного внимания, достигаемое путем управления в процессе деятельности.
Источник: Словарь справочник по социальной работе