ВОЙНА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

война
1) организованные боевые действия между государствами; 2) по К. Клаузевицу – продолжение политики средствами вооруженного насилия. - Литература: Клаузевиц К. О войне. М., 1934; Война // Социологическая энциклопедия. Том 1. М.: Мысль, 2003.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

ВОЙНА
англ. war; нем. Krieg. Организованная вооруженная борьба между государствами или классами, продолжение политики средствами вооруженного насилия (К. Клаузевиц, В. И. Ленин). Войны различаются по целям (завоевательные, освободительные), по масштабам (локальные, мировые), по полит, характеру (гражданские, межгосударственные), по характеру военной техники (ядерные), по способу ведения (партизанские, фронтовые, тотальные) и т. д.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Война
war), состояние борьбы или конфликта между двумя или более гос-вами с использованием вооруженных сил. До наступления в 1950-х гг. ядерной эры самым влиятельным воен. теоретиком был прусский генерал Карл фон Клаузевиц. Его осн. труд по вопросам стратегии О войне (1833), в к-ром говорится, что война есть просто продолжение политики другими средствами, досконально изучали во всех воюющих странах, включая Германию, Японию, быв. Советский Союз и США. Клаузевиц подчеркивал огромное значение психолог, и привходящих факторов для воюющих сторон в их стремлении подавить вооруж. сопротивление, уничтожить ресурсы и сломить волю противника к продолжению борьбы. Масштабы В. могут быть разными (всеобщие, или мировые, локальные, ограниченные конкретными целями). Ср-ва ведения В. также варьируются (напр., обычные, ядерные или партизанские). В международном праве (Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. и Женевские конвенции 1864, 1907, 1929, 1949 и 1977 гг.) зафиксированы правила и принципы, дающие гарантии справедливого отношения к военнопленным и гражд. лицам и создающие условия для установления связей между воюющими сторонами (напр., охранные свидетельства и парламентерские флаги).

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ВОЙНА
warfare) — 1. Силовой, как правило вооруженный, конфликт между государствами или народами. 2. Сопоставимые, но не обязательно силовые, конфликты между классами и т.д., которые, однако, не переступают границ войны в смысле 1. Первое употребление намного важнее и рассматривается ниже. Война и подготовка к ней часто расцениваются чуть ли не как всеобщая характерная черта человеческих обществ, что иногда объясняется наличием врожденной человеческой агрессивности, а также действием территориального императива. Однако этому противоречит то, что распространенность войны была весьма переменной и что в некоторых обществах редко прибегали к войне и отсутствовали традиции милитаризма. Конечно, война — это явление, обусловленное скорее культурой, чем предопределенное биологией. Не наблюдается в простых или более развитых обществах и какого-либо прямого шаблона экологических либо территориальных факторов, способных обеспечить объяснение различий в распространенности войны. В современных обществах, в частности, термин требует понимания с политико-экономической точки зрения. Как отмечает историк Тилли, "государство создало войну, и война создала государство". Как настаивали многие ученые, современное европейское национальное государство "строилось на полях сражений" {Андерсон, 1974) — см. Абсолютизм. Не только европейская, но и вся современная Национально-государственная система остается сосредоточенной на суверенных национальных государствах, в которых угроза войны все еще представляется реальной и в которых, по крайней мере до недавнего времени, самому выживанию мира угрожал антагонизм "супердержав" (см. также Стратегическая теория; Гонка вооружений; Холодная война). При таких обстоятельствах и при том, что война имела также далеко идущие экономические и политические побочные эффекты (например, как стимул для реформы, революции или политической реакции), удивительно, что ее изучение не занимало центральное место в социологии. Сегодня это исправляется (например, в работах Манна и Гидоенса). Ключевая общая проблема состоит в том, каким образом взаимодействуют политические, военные, а также экономические и социальные изменения. Несмотря на то, что в классическом марксизме и многих областях социальной науки в прошлом имелась тенденция объяснять первые с точки зрения вторых (см. Империализм), ныне тенденция состоит в уделении намного большего внимания обратной связи. См. также Военно-гражданское соотношение; Военно-промышленный комплекс; Стратегическая теория; Гражданская война.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ВОЙНА
экстремальное явление общественной жизни, организованная вооруженная борьба между государствами, либо их коалициями (и, соответственно, вовлеченными народами), либо между социальными группами или же этносами общества, выступающая продолжением их политики (а, равно, намерений политического характера) насильственными средствами при антагонистических (враждебных, непримиримых) отношениях, крайнем их развитии, состоянии. В. - специфический социальный конфликт, применение (указанными субъектами) вооруженного и любых используемых в этом качестве средств насилия как способа достижения политических целей и разрешения общественных противоречий политического характера; крайняя, экстремальная форма разрешения межгосударственных либо внутригосударственных политических противоречий. Инвариантные, сущностные признаки феномена В. позволяют рассматривать данное событие объективно только применительно к социуму, определенному уровню развития и конкретному характеру социально-политических отношений. Категориальное определение сущности явления В. исключает в научном оперировании различные "расширительные" интерпретации данного понятия, нередко применяемые на обыденном уровне и отстаиваемые некоторыми философствующими школами. В частности, распространение его на техносферу (В. машин), биосферу (борьба за существование в природе) и др., где понятие В. либо метафорируется, либо отождествляется с более широкими понятиями "борьбы" и "насилия"; вследствие чего усматривается феномен В. не только у животных, но и у насекомых и во всем физическом универсуме как "факт природы" - такие подходы встречают в науке серьезные возражения. С объективных позиций переоцениваются также "избыточно" классовые (акцентированные философской школой марксизма-ленинизма) аспекты определения сущности В. В. как осуществление или вооруженное насилие в политических целях - объективная реальность, которую необходимо учитывать, анализировать и предвидеть пути его возможного использования.
Как самостоятельная научная проблема, В. активно изучается с середины 20 в. отраслью современной политологии - военной политологией (фигурирующей в западной науке под названиями - "полемология" (наука о В.), "вайленсология" (наука о насилии). Военная политология в самом кратком ее определении есть наука о роли военной силы во внешне- и внутриполитических отношениях и ее использовании субъектами политики (власти) для отстаивания своих интересов. Всестороннее развитие новейших комплексных знаний о В. обеспечивается также соответствующими исследованиями других наук. Предметом философских исследований феномена В. выступают проблемные вопросы: о сущности В. как общественном явлении и ее историческом генезисе; о месте В. в ряду цивилизационных явлений и ее роли в истории - влиянии на социальное развитие; об основных типах и видах В. различных исторических эпох; о глубинных закономерностях и тенденциях изменения сущности В.; о возможностях и условиях устранения В. из жизни общества и др.
Специфическое содержание В. - вооруженная борьба - исследуется совокупностью дисциплин, представляющих непосредственно военную науку (теория военного искусства - стратегия, оперативное искусство, тактика, в которых развиваются теоретические основы планирования, подготовки, ведения и всестороннего обеспечения военных действий соответствующего масштаба; теория военного строительства, исследующая вопросы состава и организации, структуры и технического оснащения вооруженных сил в мирное и военное время, системы их отмобилизования, комплектования и развертывания, подготовки резервов, организации военной службы и др. вопросы; теория воинского обучения и воспитания, разрабатывающая формы и методы оперативной боевой подготовки, формирования необходимых боевых качеств личного состава, слаживания подразделений, частей, соединений с целью обеспечения высокой боеспособности и боеготовности вооруженных сил как главного и решающего средства ведения В., а также ряд др. специальных теорий - отраслей общественных, естественных и технических наук, обеспечивающих потребности военного дела). Наряду с этим В. как сложное социально-политическое явление изучается в историческом (история В.), правовом (военное право) и иных аспектах. В системе современных, активно развивающихся философских знаний о В. превалирует, являясь широко признанной, концепция рассмотрения В. исключительно как феномена политической истории общества, как социально политического фактора. Генезис В. объективно рассматривается во взаимосвязи со становлением государственности народов и появлением политики как специфического вида государственной (общественной) деятельности. Элементы В. вызревают в недрах древности и отчетливо обнаруживают себя на цивилизационной ступени т.наз. "военной демократии" периода разложения первобытно-общинного строя, отмеченной Морганом в работе "Древнее общество" (1877): именно тогда "...война и организация для войны становятся... регулярными функциями народной жизни", являя "хозяйственный промысел" грабежа других племен, а позднее и соплеменников. На последующих этапах цивилизационного развития В. обретает и другие конкретные функции (экспансии, карательную - подавления, насильственного "переустроения мира" и др.), реализуемые как исторически необходимые. То есть В. - феномен, имеющий конкретно исторические предпосылки, условия, реальные начало и пределы своего развития, функции в общественной практике, в цивилизационном процессе. В. и общество, а точнее государство и В., политика и В. рождаются и эволюционируют вместе, в объективной, органичной взаимосвязи.
Как социально-политическое явление, В. имеет исторически преходящий характер. Действительно, примерно 6000-летний период истории человечества (народов, перешедших к государственности), как констатирует наука, сопряжен с явлением В. (и все они входят в содержание политики), которых произошло уже более 14,5 тыс. больших и малых, в т.ч. две мировые В. 20 в.; в их ходе и по их причине погибло, умерло от голода и эпидемий свыше 3,6 млрд. человек, уничтожены неисчислимые и невосполнимые материальные и духовные ценности многих цивилизаций. Глубинными закономерностями генезиса и эволюции В. во взаимосвязи с политикой государств всецело определяются также объективная возможность устранения В. (альтернативной политикой) из общественной практики и неизбежность эпохального перехода народов к всемирной истории без В., открывающего совершенно невиданные цивилизационные перспективы. Вызревание основополагающих научных идей о социально-политической природе В., ее исторически преходящем характере и условиях полного устранения ее из жизни общества находит свое отражение в многочисленных историко-философских данных и получает дальнейшее принципиальное развитие в современных исканиях общечеловеческим разумом конкретных путей освобождения от кровавого Молоха. Взгляд на В. как на социальное зло формируется уже в глубокой древности. В ветхозаветной книге "Бытия", в древнегреческой мифологии, скандинавской "Эдде", древнекитайском трактате "Дао дэ цзин" и других источниках протест против В. облекается в форму мечтаний о безвозвратно минувшем "золотом веке", когда все люди были братья и не знали В. Стремление раскрыть природу В. свойственно общественной мысли, начиная с рабовладельческой эпохи. Первые шаги в этом направлении осуществили древнекитайский полководец и мыслитель Сунь-цзы (6-5 вв. до н.э.), древнеиндийский брахман Чанакья (4 в. до н.э.), древнегреческий историк Фукидид (5-4 вв. до н.э.), отмечавшие связь В. с состоянием жизни народов и государственными деяниями. Древнегреческие философы (Демокрит, Платон, Аристотель и др.) сделали значительный шаг в анализе социальной природы В. Отмечая, что первобытное состояние людей отличалось естественным господством грубой силы, категорически отрицаются присущность В. первобытному "дикому" обществу, а также суждения о В. как извечном, естественном состоянии общества. Столкновения древних мигрирующих племен или т.наз. "древние В.", действительно, по сути своей не В., т.к. совершенно не представляют особой специфической деятельности племен. Демокрит одним из первых поставил вопрос о происхождении В. и попытался ответить на него. Генезис В., согласно его учению, обусловлен экономическими и социально-политическими причинами, имущественным неравенством людей. Как правило, на этой почве между людьми возникают всевозможные раздоры и конфликты. И особенно часто они происходят в том государстве, где царит произвол и увеличивается бедность граждан. Среди причин В. и внутренних коллизий Сократ называл: несовершенство человека; невозможность людей разобраться в смысле добра и зла; нарушение законности в государстве по воле правителей. Платон в диалоге "Протагор" определяет В. как "часть искусства политического". Согласно "Государству" Платона, понятия "В." и "раздор" различны не только как "столкновения между чужими" и - "...между своими". В. рельефно выступает при этом прежде всего целью и одной из основ становления рабовладельческой государственности, т.е. политическим законом ее развития. Поскольку численность рабов (в основном плененных) зависит от частоты В., которые ведет государство, - начинается "...беспрерывная война между всеми государствами" ("Законы"). В. становится естественным состоянием общества, узаконенным способом приобретения рабов и захвата чужих территорий. Главенствующим принципом социального развития, по мысли Платона, является право сильного над слабым. Однако устроителю совершенного государства не следует устанавливать законы "ради военных действий", а напротив, следует устанавливать "законы, касающиеся войны, ради мира". И "среди распрей, - должно, по Платону, - помнить о мире" ("Государство"). В органичной взаимосвязи с политикой и другими сторонами общественной жизни рассматривает В. также Аристотель ("Политика"), обращая внимание на основные стороны ее содержания: прежде всего, цели, преследуемые вооруженным насилием; и непосредственно вооруженную борьбу. Объективный научный факт - именно с обретением политического содержания В. приобрела развитые формы и вызвала к существованию собственные постоянно действующие, обеспечивающие ее социальные институты (вооруженные силы). Сущностная связь между В. и политикой осмысливалась и в последующие века. Сложность понимания такого социального явления как В. вводила, однако, в заблуждение не одно поколение мыслителей прошлого. Высказать мысль о том, что В. - это не некое самостоятельное социальное явление, а вторичный, зависимый от политики, феномен - удалось не многим.
Философский вывод о сущности В. сделал в 19 в. немецкий военный теоретик К. фон Клаузевиц (1780-1831), сформулировав ее классическую формулу. В., писал он, "...есть не что иное, как продолжение государственной политики иными средствами"; В. - "...не только политический акт, но и подлинное орудие политики, продолжение политических отношений, проведение их другими средствами" ("О войне"). В историческом развитии общественной мысли в отношении к В. примечательны следующие вехи. В период Римской империи возникает концепция космополитического РАХ Romana - насильственно экспансируемого мира, поддерживаемого военным могуществом Рима. Не однажды в истории она служила идейным ориентиром формирования (и существования) посредством крупномасштабных военных экспансий различных империй или т.наз. "цивилизаций военного типа" (Спенсер), находя свое отражение в политике (великодержавности, гегемонизма, неоглобализма и т.п.) некоторых государств вплоть до современности. В развитии христианско-теологических (характерных для европейской культуры, достаточно распространенных и в настоящее время) воззрений на В. принципиальными являются идеи о "греховности" В., несовместимости ее с учением Христа (Климент, Ориген, Тертуллиан), не исключающие, однако, признание принципа "священной" В. в защиту Веры и Отечества (концептуально обоснованного еще Августином и Фомой Аквинским). Уже в 16-17 вв. гуманистами (Т.Мор, Эразм Роттердамский, Ф.Рабле, М.Монтень, Г.Гроций и др.), выступавшими с резким осуждением В. (феодальной эпохи), впервые выдвигаются идеи ограничения разрушительного действия В. Примерно с 17 в. появляются гуманистические (еще весьма идеалистические по своему содержанию) проекты "вечного мира" (Э.Крюсе, 1623, И.Кант, 1795). Представителями общественной мысли 18 в. [Монтескье , Д.Дидро, Ж.-Ж.Руссо, Вольтер] В. критикуется как социальный пережиток "варварской эпохи", осуждаются военные завоевания и насилие, выдвигаются и отстаиваются идеи равноправия народов. С 19 в. в антивоенную аргументацию активно включаются - Р.Оуэн, Ш.Фурье, Маркс , Энгельс , Ленин - идеи переустройства общественной жизни на социалистических и коммунистических началах как условии закономерного устранения В. в новейшую эпоху человечества. Когда "трудящиеся классы" приобретут решающее влияние в государстве, как полагал в свое время Н.Чернышевский, "исчезнет всякая возможность войн", грядет установление нового нравственного мира. Глубокий нравственный анализ проблемы В., впервые подойдя к рассмотрению ее с позиций нравственно-культурных измерений, осуществил В.С.Соловьев. В., отмечает он, не только социально-политическое явление, но также, и даже главным образом, феномен духовно-культурной сферы жизни, острейшее проявление духовного конфликта различных культур; в тождественности истории человечества с историей В. видится "хронический недуг человечества" ("Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории"). И причины В., и определяющие условия их устранения В.С.Соловьев связывал прежде всего с нравственно-духовной сферой жизни людей. Развитие этих идей продолжили затем в начале 20 в. Бердяев , Е.Н.Трубецкой и др.
В 20 в. человечество, пережившее две мировые войны, угрозу ядерного апокалипсиса и сотни локальных военных конфликтов, провозглашает высочайшей значимости идеи: В. не может быть более продолжением политики насильственными вооруженными средствами, самоисключающими как оружие массового уничтожения (ядерное, химическое, биологическое, лучевое и др.), так и в принципе применение таковых средств, угрожающих гибелью всей цивилизации; актуальной практической задачей мирового сообщества становится созидание ненасильственного мира. Наличие оружия массового уничтожения опровергает незыблемость вывода ортодоксального клаузевиционизма о сущности В., поскольку совершенно очевидно, что такое оружие нельзя ни ограничить, ни контролировать таким образом, чтобы его можно было использовать для достижения какой-либо политической цели. Формируется и утверждается теория "неоклаузевиционизма", сущность которой заключается в обосновании доктрины достижения превосходства над противником через неприменение силы и оружия. Современные процессы "демилитаризации" общественного сознания выдвигают и постоянно генерируют целую систему идей (и концепций) относительно причин, сущности, социального характера современных войн и военных конфликтов, влияния на них бурных политических процессов, происходящих в большинстве государств и регионов мира. Широко известны имена философов, политологов, специалистов по этим проблемам, таких, как: Ю. Галтунг, Д. Бенерджи, Боулдинг, Ч. Москос, В. Шеелен, Б. Фликенштейн, А. Раппопорт, Г. Хаген, Дж. Эберли, С. Благоволин, Б. Каневский, А. Лилов, Е. Рыбкин и др. Общеизвестна роль в разработке философской проблематики В. европейских и американских исследовательских центров. Среди них: Королевский институт международных отношений (Великобритания), Институт общественных отношений при Бундесвере (Германия), Центр российского и евроазиатских исследований Монтеррейского института (США), Центр по контролю над вооружениями (Канада), Центр оборонной информации (США), Российская ассоциация "Армия и общество" и др. Решение проблемы "мир или выживание" американский ученый А.Клод видит, например, в правильной постановке вопроса "силового менеджмента" в масштабе всего мира. Он исходит из того, что сила не может быть ликвидирована, т.к. человеческие группы будут всегда в состоянии причинять друг другу ущерб, в чем мы убеждаемся на протяжении всего человеческого существования. Если на данном этапе развития люди не в состоянии уничтожить разрушительные силы, то необходимо тогда стремиться к повсеместному управлению ими, "разумно" увязывая их (Ф.Дайсон) с дипломатией и моральными проблемами. Согласно концепции американского социолога Ч.Москоса, по мере эволюции современных государств от "общества готовности к В." к "обществу сдерживания В." и от него к "обществу отрицания В." соответственно изменится статус и функции вооруженных сил (Москос Ч. "Вооруженные силы в "обществе отрицания войны"). После Второй мировой войны широкое распространение получили идеи ненасильственной борьбы в политических процессах современности. Эти идеи, возникшие еще в средние века в Европе, акцентированные Л.Н.Толстым в философии "непротивления злу насилием", развитые в трудах Эмерсона, Торо и др., наиболее глубокое продолжение получили в философии "гандизма" М.Ганди. Активно руководствуются ими пацифистское движение, отвергающее любые В., а также творцы нового мира, основываемого на принципах ненасилия. Однако философская формула сущности В., данная Клаузевицем, отнюдь не утратила своего научного и практического значения. В целом, хотя и получив ряд истолкований в новейших научных интерпретациях, она принимается всеми в качестве исходного положения философского, политологического и иного анализа В. Уже полтора столетия признано, что данная формула наиболее полно характеризует сущность В. в ее связи с политикой. Она, как в фокусе, собирает все важнейшие связи и отношения процесса В.; к этому "фокусу" ведут глубинные корни, питающие В., их вызревание в недрах социально-экономической жизни. Дело в том, что все политические интересы, которые реализуются в процессе В., продиктованы более глубокими экономическими и социально-классовыми интересами. Сама политика выступает лишь концентрированным выражением всех этих интересов. Отсюда идут все последующие связи, определяющие смысл развязывания, ход, развитие В. Любая из В., осуществляемых в настоящее время в т.наз. "горячих точках" планеты, является продолжением политики тех или иных государств, народов и наций, со всей очевидностью выражающей прежде всего их материально-экономические и другие определяющие интересы (объективная глубинная причинность войн по историческим и современным данным). Методологически значимым для формирования отношения к В. либо военному конфликту (в широком смысле обозначает любые военные коллизии, в т.ч. и мировые войны, в узком - ступень, предшествующую высшей стадии конфронтации - войне) является их социально-политическая оценка. Она объемлет определение "статуса" В. (конфликта, военной акции) в переживаемый исторический период, ее направленности (прогрессивности или реакционности) по ее социально-политическому характеру. Определение социально-политического характера В. - коренной вопрос оценки ее сути. По социально-политическому характеру В. классифицируют на: справедливые (любая В. в защиту, оборонительная или отечественная, а также национально-освободительная), несправедливые (любые агрессии и колониальные захваты), несправедливые со стороны всех вооруженно конфликтующих участников.
В настоящее время мировое сообщество полагает необходимым руководствоваться в оценке социально-политического характера В. не только критерием национальных интересов, но вместе с тем и критерием соответствия В. нормам международного права. Сами виды и формы применения военной силы разнообразны. По конкретным основаниям В. классифицируют на: внутренние (гражданские или вооруженные конфликты немеждународного характера), внешние (межгосударственные, коалиционные или международные вооруженные конфликты), их предтечи или последствия - военные конфликты и другие виды применения военного насилия (интервенции, акции, демонстрации силы, "карательные" меры, военные перевороты). В. могут быть глобальные и локальные (ограниченные, региональные военные конфликты различной степени интенсивности). Апологетике В. со стороны милитаристски настроенных сил, традиционно опирающихся на идеи о "вечности" и фатальности В. - Протагор, Горгий, О.Шпенглер, Ф.Ницше, З.Фрейд и др., - о позитивной роли В. как некоей "целительной силы" в жизни государств и народов (Гегель), своеобразной "гигиены мира" (Ф.Т.Маринетти), устраняющей растущую "перенаселенность" планеты (Т.Р.Мальтус), в т.ч. "неполноценными расами" (Гитлер) и обеспечивающей геополитически необходимое "жизненное пространство" более цивилизованным народам (Р. Челлен, Ф. Ратцель, К. Хаусхофер, Н. Спикмен); о значении В. как фактора ускорения прогресса и неизбежности цивилизационных В. (С. Хангтингтон) - всей этой "философии милитаризма и В." разумом человечества противопоставляются подлинно жизнеутверждающие философские идеи мира, формирования общими усилиями государств всеобъемлющей системы международной безопасности на принципах ненасилия. Отвергается логика страшных энтимем: "хочешь мира - готовься к В."; "вооруженный мир - самая надежная гарантия безопасности"; "ядерное оружие - гарант мира, силы и суверенитета как больших, так и малых государств"; "необходимо каждому государству иметь такую собственную безопасность, которая бы подрывала безопасность другого государства"; "силовое наказание противника" и т.п. Утверждаются альтернативные принципы: осмысление ядерных реалий, факторов целостности и взаимосвязанности мира; отказ от угрозы военной силой и применения ее; уважение суверенитета и суверенного равенства государств, невмешательство во внутренние дела друг друга; разрешение споров (преодоление антагонистических отношений) исключительно мирными средствами; предотвращение экспансий срывом преступных планов соперничающих государств по переделу мира, предотвращение эскалации начавшихся военных конфликтов; гуманизм и мирное сосуществование, развитие сотрудничества государств, общее решение глобальных проблем.
Существует и действует ряд договоров межгосударственного гуманитарного права (МГП); запрещающих применение некоторых видов оружия и методов ведения В. К ним относятся: Гаагские Конвенции, 1907; Женевская Конвенция о защите гражданского населения во время В. от 12 августа 1949; Гаагская Конвенция о защите культурных ценностей во время вооруженного конфликта (1954); Конвенция о запрещении бактериологического (биологического) оружия (1972); Конвенция о запрещении военного или любого враждебного использования средств воздействия на природную среду (1976); Конвенция о запрещении или ограничении применения некоторых видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (1980); Конвенция о запрещении производства, хранения и накопления запасов химического оружия и его уничтожении (1993) и др. Мир уже давно перешел ту грань, за которой В. стала неприемлемым орудием политики.
Н.П. Баранов

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Александр Александрович Зиновьев: «Война длиною в жизнь»

Даргыноол Чимиза Кудер-ооловна
Читать PDF

Пропаганда и информационная война против Сирии: последняя война за мир

Саймонз Грег
Начиная с краха Советского Союза и конца холодной войны последовала цепь малых войн на «гуманитарных основаниях».
Читать PDF

Дефиниции понятия «Информационная война»: анализ российского и зарубежного опыта

Крынина Ольга Юрьевна
В статье представлены результаты исследования российского и зарубежного подхода к разработке терминологического аппарата проблемы «информационной войны», как технологии информационно-психологического воздействия на общественное мн
Читать PDF

Великая отечественная война в свете общественного мнения молодежи

Зориктуева Анастасия Владимировна
В статье на материалах опроса общественного мнения молодежи Республики Бурятия рассматриваются информированность подрастающего поколения о Великой Отечественной войне, отношение молодых людей к боевым подвигам старшего поколения
Читать PDF

Война в Чечне продолжится еще 20 лет" (Россияне не верят в скорый мир на Кавказе)

Ильичев Георгий
"Известия", М., 2 августа 2005 г.
Читать PDF

Великая Отечественная война 1941-1945 годов в исторической памяти народа

Меркушин В. И.
Читать PDF

Война и мир искусства и философии

Суворов Николай Николаевич
Читать PDF

Ф. Моро Дефарж Произойдет ли война культур? d e f a r g e s p H. m o r e a U. la guerre des cultures

Новоженова И. С.
Читать PDF

Оппозиция «Война - мир» в языковой картине мира (на материале башкирской прозы)

Самситова Луиза Хамзиновна
Читать PDF

Кавказская война в дискурсе социологии

Ханаху Руслан Асхадович, Афасижев Туркубий Индрисович, Цветков Олег Михайлович
На основе данных социологических замеров рассматриваются актуаль­ные проблемы, связанные с образом Кавказской войны в массовом сознании жителей Краснодарского края и Республики Адыгея.
Читать PDF

Великая Отечественная война в представлениях российского студенчества: зеркало памяти

Филиппов Владимир Михайлович, Пузанова Жанна Васильевна, Ларина Татьяна Игоревна
Память о важнейшем историческом периоде нашей страны Великой Отечественной войне важнейшая составляющая патриотического и гражданского воспитания поствоенных поколений.
Читать PDF

Великая отечественная война: что жители г. Кызыла о ней знают и помнят (по материалам социологическо

Ооржак Сайлана Ужар-Ооловна
В статье представлены основные результаты социологического опроса «Что знают о Великой Отечественной войне жители г.

Похожие термины:

  • Химическая и бактериологическая война

    chemical and biological warfare, CBW), применение синтет. отравляющих в-в или таких организмов, как болезнетворные микробы, в целях уничтожения или выведения из строя противника. К ним относятся хлор, иприт, или гор
  • ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

    Війна громадянська. Civil war. Вооруженное противостояние социальных сил, имеющих свои военные формирования и преследующие одну цель: установление системы собственного политического и экономическо
  • ХОЛОДНАЯ ВОЙНА

    англ. war, cold; нем. Krieg, kalter. Конфликт между государствами, в к-ром применяются все средства борьбы, кроме открытых военных действий.
  • ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА

    открытые или скрытые целенаправленные информационные воздействия систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной, военной, политической или же идеологической сфера
  • Война с применением обычных вооружений

    conventional warfare), термин, относящийся к войне между гос-вами без применения ядерного, хим. или бактериологического оружия, напр., арабо-израильская война 1973 г., фолклендская война между Великобританией
  • ГУМАНИТАРНАЯ ВОЙНА

    то же самое, что и Гуманитарная интервенция.
  • война чистая

    по П. Вирилио, в обществе постмодерна резко возрастает влияние фактора скорости на социальную жизнь: новые типы транспорта, коммуникаций (телекоммуникации, Интернет) и т.д. ведут к сокращению социа
  • война постнациональная

    по У. Беку – процесс космополитизации в условиях рефлексивного модерна способствует прекращению войн между нациями-государствами, но утверждение всеобщего мира оказалось иллюзией. «В то время к
  • Война экономическая

    (от греч. oikonomike – искусство ведения домашнего хозяйства). Війна економічна. Economic war. Противостояние государств, включающее в себя весь комплекс экономических, а также оперативных мер, способных пов
  • Ограниченная война

    limited war). Военные действия, в которые вовлечено относительно небольшое количество населения, происходящие только с участием солдат.
  • ПАРТИЗАНСКАЯ ВОЙНА

    guerilla warfare) - вооруженные восстания нерегулярных сил, исход которых зависит от поддержки населения. Такая война часто ведется длительное время и при некоторых обстоятельствах может быть успешной п
  • ВОЙНА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

    англ. war, psychological; нем. Krieg, psychologischer. Целенаправленная, враждебная пропаганда по отношению к другому государству, классу, соц. группе. См. ВЛИЯНИЕ.
  • Тотальная война

    total war). Военные действия, в которые прямо или косвенно вовлечено большое количество населения и в ходе которых погибают сотни тысяч и миллионы солдат.
  • Война четвертого поколения

    Війна четвертого покоління. War of the fourth generation. Совокупность способов воздействия на государственную политику иных государств, прежде всего на политические партии, профсоюзные организации, обществ
  • Война идеологическая

    Війна ідеологічна. Ideological war. 1. Теоретическая и пропагандистская формы социально-классового противостояния. В нынешних условиях основными действующими сторонами такого противостояния являются м
  • Война культурная

    Війна культурна. Cultural war. 1. Процесс противостояния массовой культуры и культуры народов западной Европы. Агрессивная экспансия массовой культуры, названная американизацией, против западноевропе
  • Война на истощение

    Війна на виснаження. War of attrition. Война, целью которой является полное разорение экономики противника, его моральное и физическое изнурение, разорение инфраструктуры культуры с целью максимального
  • Война на истребление

    Війна на винищування. War of extermination. Война, целью которой является полное и абсолютное физическое истребление противника, включая его материальную и духовную культуру.
  • Война религиозная

    (от лат. religio – культ, святость, благоговение, благочестие, предрассудки, суеверие; богослужение). Війна релігійна. Religious war. Войны, которые происходят как бы по причинам религиозного характера, но уч
  • Война торговая

    Війна торгова. Trade war. Разновидность экономического межгосударственного противостояния на рынках сбыта готовой продукции. В. т. осуществляется при помощи государственного протекционизма, ценовой