ВОПРОС КОНТАКТНЫЙ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Вопрос контактный
от лат. contactus–соприкосновение)–вводный вопрос в начале анкеты или интервью, задаваемый с целью формирования позитивной установки респондента.

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

ВОПРОС КОНТАКТНЫЙ
англ. question, contact; нем. Kontaktfrage. Вопрос, задаваемый в начале интервью, чтобы вызвать интерес респондента и устранить первоначальные трудности контакта.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Контактный вопрос
вопрос, задаваемый в начале интервью с тем, чтобы вызвать интерес респондента и устранить первоначальные трудности контакта. Такими вопросами могут быть: как вы до нас добрались, трудно было найти нас, что вы думаете по поводу?., (здесь может быть любое последнее событие в жизни города, экономики и т. д.).

Источник: Терминологический словарь карьеры. М. МГТУ им. Н.Э. Баумана 2014

ВОПРОС КОНТАКТНЫЙ (ВВОДНЫЙ)
разновидность вопроса, выполняющего методич. и психологич. функции в начальной стадии со-циологич. опроса, после того как получено согласие респондента на опрос. Психологич. задачи В.к. состоят в том, чтобы поддержать, развить и закрепить ту мотивацию респондента на участие в опросе, к-рая была создана во вступительной беседе интервьюером, анкетером или вводным обращением к анкете (при заочном опросе). Методич. задачи В.к. состоят в обучении практич. навыкам заполнения анкеты: знакомство с полным текстом вопроса, обдумывание и выбор ответа, его регистрация в соответствии с инструкцией. В связи с психологич. функциями В.к. образно называют "вопросами для разбивания льда", они во многом определяют дальнейшую психологич. атмосферу общения респондента и анкеты, вводят его в тему опроса, формируют интерес к сотрудничеству с исследователем, уверенность в собственной компетентности, важности и ценности собираемой информации. Выбор В.к. определяется темой исследования и особенностями совокупности опрашиваемых. Общие требования к вводным вопросам: методк простота (они не должны содержать длинных и утомительных списков возможных ответов, сложной техники заполнения, напр., громоздких таблиц), психологич. нейтральность (они не должны быть острыми, относящимися к социально неодобряемым явлениям, внушающими, вызывающими опасения о последствиях ответов и т. п.). Не рекомендуется использовать в качестве контактных соц.-демографич. вопросы (паспортичку), поскольку они создают у респондента впечатление о заполнении официального учетного документа, ставящего задачи персонификации его ответов, могут быть предпосылкой настороженности в психологич. атмосфере опроса, особенно при наличии острых вопросов, связанных с критич., негативными мнениями или фактами, к-рые относятся к окружающим или респондентам. Чаще всего В.к. являются фактографическими (по содержанию), методически простыми и психологически нейтральными. При определении композиции анкеты из числа разработанных вопросов выбирают те, к-рые отвечают названным критериям, чтобы поставить их в начало анкеты. Напр., анкета, посвященная изучению миграции, может начинаться вопросом-фильтром, выясняющим, является ли респондент уроженцем данного населенного пункта. Опрос молодых рабочих об отношении к труду можно начать вопросом о том, где респондент обучался специальности, по к-рой сейчас работает. Опрос аудитории средств массовой информации обычно начинается вопросами о наличии источников информации, находящейся в личном пользовании (какие газеты и журналы выписываются, есть ли телевизор, радио и т. п.). В нек-рых случаях в качестве контактных используются вопросы, не предназначенные для получения содержательной информации. Эти вопросы выполняют только психологич. функции - создание благоприятной для исследовательских целей ситуации опроса. Ответы на эти вопросы в обработку не включаются. Лит.: см. к ст. Опрос. О.М. Маслова

Источник: Российская социологическая энциклопедия